Неделю назад мы побывали в столице Польши и проинспектировали, как наши соседи готовятся принять ЧЕ. Теперь мы посмотрели на Лондон, который в конце июля, менее чем через месяц по завершении Евро-2012, примет другое масштабное событие этого года — летнюю Олимпиаду.
Первый в истории город, который примет Игры в третий раз, встретил меня громадной очередью на паспортный контроль. Зал прибытия размером с футбольное поле в аэропорте Гэтвик поделен на две части: для граждан Великобритании и ЕС (им не нужна виза), другая — для всех остальных. Первых в разы больше, но и движется очередь там гораздо быстрее. Я простоял в ожидании контроля примерно час, и пожалуй, это было единственное неудобство в моем лондонском вояже.
Экспресс из аэропорта в центр Лондона отходит каждые 15 минут и едет всего полчаса, а самое старое в мире метро (основано в 1863!) хоть и дорогое (4 фунта одна поездка — это чуть больше 50 грн), зато его 270 станций пронизывают весь город. Метро тут называют The Tube — труба. Во время Олимпиады вместе с каждым билетом болельщикам будет предоставляться карточка на дневное бесплатное использование общественного транспорта.
Очень располагает лондонское дружелюбие и готовность помочь туристу. Едва я вышел из вокзала и открыл карту, как ко мне подошел пожилой англичанин, спросил, как он может мне помочь и подсказал путь к отелю. И так было везде.
По ощущениям, с точки зрения инфраструктуры, Лондон был готов принять Олимпиаду еще 10 лет назад, когда подавал заявку. Вокруг города 10 аэропортов, 5 из которых международные, в городе развитая сеть метро и двухэтажных автобусов, в наличии около тысячи отелей! А чего стоят традиционные лондонские такси-кэбы: выглядят старинными, но в каждом из них можно расплатиться карточкой.
Поразить своей технологичностью в Лондоне может даже мусорная урна. Несколько Renew Bin я нашел в центре города: мусорник с двумя дисплеями, на которых крутят биржевые индексы, курсы валют и прогноз погоды. Во время Олимпиады в них обещают еще и Wi-Fi, но он пока не работает. В любом случае, Украине такие урны стоимостью 45 тысяч долларов пока могут только сниться.
А что с аренами? Некоторые были у англичан к моменту подачи заявки — футбольные стадионы, теннисные корты Уимблдона. Но многие пришлось строить. Олимпийский парк возвели на месте бывшей промышленной зоны.
На площади в 2,5 кв. км раньше были склады и производства примерно 200 мелких компаний — с ними пришлось договориться. Теперь на этом месте — крупнейший в Европе торговый центр, и большинство фанов перед входом в Парк пройдут через него, арены, новые дороги и более 30 мостов. 11 линий поездов соединят с Парком, в том числе скоростные поезда из Франции и Бельгии, которые доставят болельщиков с континета через Евротоннель за три часа.
Интересно, что многие из спортивных стадионов будут временными! Баскетбольную, хоккейную и некоторые другие арены после Игр разберут. Нужна арена? Обращайтесь, их еще можно заказать для установки в другом месте. Вместительность главного Олимпийского стадиона уменьшат с 80 до 25 тысяч, арена для плавания станет просто бассейном для всех желающих, а велодром — велопарком для всей семьи. Вообще, в Лондоне еще за три года до старта Олимпиады была организована компания, которая отвечает за развитие всех объектов Олимпиады и всех территорий вплоть до 2030 года.
Сегодня, за 130 дней до старта Игр, Олимпийский парк представляет собой ухоженную стройку, ведутся последние косметические работы, сами объекты уже возведены. Кстати, владелец "Криворожстали" Лакшми Миттал спонсировал постройку самого заметного объекта Олимпийского парка — аттракциона ArcelorMittal Orbit. Это высочайшая скульптура Великобритании (115 метров) с обзорной площадкой на вершине, подняться наверх можно будет на лифте, спуститься — по винтовой лестнице. Аттракцион задумывался как символ амбиций и креатива. Еще не введен в эксплуатацию.
ЧТО В ЛОНДОНЕ НЕ КАК У НАС
Левостороннее движение
Как пешеход к этому привыкаешь быстро. Нужно просто соблюдать знаки, не перебегать дорогу на красный. Ведь мы привыкли смотреть налево и, если машин нет, идти. Тут наоборот, но гостеприимные англичане на всех перекрестках в центре города предусмотрительно написали прямо на дороге "Look Right" — что значит "смотри направо", но можно понимать и как "смотри правильно".
Сам себе кассир
В супермаркетах Лондона — полное самообслуживание: выбрал товар, подошел к автономной кассе, провел свой товар и сам за него заплатил — карточкой или наличными, аппарат даст сдачу. Я такое встретил впервые: "Не знаю как этим пользоваться. Поможете?" — спрашиваю у скучающего неподалеку сотрудника. "Конечно, сэр. Я все сделаю за вас!".
Город-коротышка
В Лондоне очень мало высоток, в центре они только в деловом районе Сити и в комплексе неподалеку от Олимпийского парка. 3—4 этажа — это обычно для этого города. Дома, в основном, светло-коричневого цвета.
По газону — ходить
Лондон — очень зеленый город. В парках аккуратная травка, а в Гайд-парке — так вообще идеальная, рулоны с газоном укладывают как на футбольном поле. Но здесь можно ходить, лежать, играть в футбол, устраивать пикник — никаких запретов. И никакого мусора: или убирают оперативно, или не мусорят.
Двухэтажные автобусы
Увидеть в центре Лондона обычный автобус — это событие. Гораздо чаще можно наблюдать такое зрелище: в пробке стоят 5—6 двухэтажных один за другим! Кстати, покупка билетов автоматизирована: на каждой остановке есть аппарат, в котором можно заплатить и получить свой тикет.
Весь мир в одном городе
С первых минут в Лондоне создается впечатление, что тут представлен весь мир. Тут легко встретить мужчину в тюрбане, женщину в парандже, а на улицах англичан, кажется, меньшинство. Город манит своими возможностями, и люди, приехавшие сюда, не стесняются сохранить индивидуальность.
МОЙ ТОП-10: ЧТО СМОТРЕТЬ В ЛОНДОНЕ ЗА ПАРУ ДНЕЙ
1. Биг-Бен. Символ Лондона, известно еще со школьной скамьи, находится в центре города на набережной, метро "Вестминстер". Бесплатно.
2. "Глаз Лондона". Огромное колесо обозрения, одно из самых высоких в мире (135 метров), с которого открывается великолепный вид на центральную часть Лондона. Цена — 19 фунтов, на выходе на забудьте заглянуть в бесплатный 4D-кинотеатр.
3. Гайд-Парк. Огромный парк в центре Лондона с идеально ровной травой. Топтать газон, устраивать на нем пикник и кормить ручных белок можно. Бесплатно.
4. Музей Мадам Тюссо. В лондонском главном музее этой мировой франшизы восковых Бекхэма и "Битлз" можно не только фотографировать, но и трогать! Там же — экскурсия-аттракцион (ты едешь в кэбе по истории Британии, вокруг анимация с настоящим паром, водой из тушилок пожарных и т. д. — круто!), камера ужасов, 4D-кинотеатр… Цена — 30 фунтов.
5. "Труба", или лондонское метро. Хотя бы потому, что самое старое в мире — работает с 1863 года. И и одно из самых дорогих: проезд в одну сторону 4,3 фунта (около 50 грн).
6. Бейкер Стрит. Потому что там "жил" Шерлок Холмс. Вход в музей — 6 фунтов.
7. Тауэр Бридж. Еще один символ города, разводной мост над Темзой с двумя узнаваемыми издалека башнями. Вход в музей — 8 фунтов.
8. Шопинг на Оксфорд стрит Улица имеет свой сайт, на ней расположено более 300 магазинов. Если денег не много — идите в Primark: огромный дешевый магазин одежды в конце улицы.
9. Собор Святого Павла. Резиденция епископа неподалеку от делового района Сити, где похоронили Нельсона, отпевали Черчилля и снимали "Гарри Поттера". Бесплатно
10. Трафальгарская площадь. Там — 45-метровая колонна Нельсона, которую охраняют четыре огромных льва, отлитых из наполеоновских пушек, лондонская Национальная галерея и часы с обратным отсчетом до Олимпиады-2012. Бесплатно, только не кормите голубей — за это штраф.
ЦИТАТНИК СО ВСТРЕЧ "СЕГОДНЯ" С ОРГАНИЗАТОРАМИ ИГР
Пол Дегтон, исполнительный директор оргкомитета Олимпиады-2012:
"Олимпийская деревня рядом с Олимпийским Парком — это 67 строений. Чтобы баскетболисты и высокие спортсмены из других видов спорта не чувствовали себя ущемленными, для них сделают специальные, удлиненные кровати".
"12 компаний будут обеспечивать питание на территории Олимпийского парка. Будут две зоны: бесплатная для спортсменов и олимпийской семьи, и платная для всех болельщиков. Я обещаю, что еда во время Игр будет лучшей в истории спортивных соревнований".
Джефф Кис, директор архитектурной компании Populous (проектировали Олимпийские стадионы в Лондоне и Сочи):
"Олимпийский стадион-2012 вместит на 10% меньше зрителей, чем в Пекине-2008, однако будет и дешевле. В Лондоне нам не нужен был второй национальный стадион, Уэмбли у нас уже есть, поэтому сделали арену с временной трибуной.
"Стоимость Олимпиады — более 9 миллиардов долларов. Но, думаю, потрачено будет больше".
Эндрю Митчелл, директор по Олимпиаде, Паралимпиаде и компании GREAT Министерства иностранных дел Великобритании:
"Визовый режим для болельщиков облегчать не планируем. Билет на Олимпиаду ни в коем случае не будет давать права на въезд на территорию Великобритании. Лишь спортсмены и олимпийская семья смогут въехать в страну по специальным аккредитациям".
"Мы думали о будущем каждого вложенного фунта. Кстати, более 90% контрактов заключено именно с британскими компаниями. И они уже получают контракты за рубежом".
Джен Томлин, директор оргкомитета по персоналу:
"Все доступные билеты на Олимпиаду и почти все на Паралимпиаду уже проданы".
"На следующий день после получения права провести Олимпиаду в Лондоне произошел теракт, поэтому безопасность — один из главных вызовов. Под контролем будет все, что движется — все самолеты, корабли, поезда, автомобили…".
Стюарт Росс, директор по связям со СМИ управления лондонского транспорта:
"Мы привыкли принимать масштабные события: большие футбольные матчи тут проходят каждую неделю, недавно мы успешно справились с королевской свадьбой. Вызов этого лета — принимать аналогичные события каждый день в течение почти месяца".
"В развитие транспорта инвестировали 6,5 миллиарда долларов. За эти деньги увеличили количество поездов, сделали апгрейд и расширили две ветки метро, построили линии для велосипедистов".
"12 миллионов поездок осуществляется сегодня на общественном транспорте Лондона, а во время Игр это число увеличится на 3 млн. Это будет самая большая загруженность транспорта в истории Великобритании. Но привлекать новых сотрудников не будем. Те, кто работает сейчас, будут работать больше по времени и за это получать больше денег".
Эндрю Вейр, директор Expedition Engineering (проектировали "Велодром"):
"Сделать такой проект 10 лет назад было невозможно, использовался новейший компьютерный анализ. Кстати, трек выложен из сибирской сосны, а для туалетов будет использована дождевая вода".
Андреас Кристофору, представитель компании "Наследие Олимпийского Парка":
"Мы отвечаем за все проекты в Парке вплоть до 2030 года. Парк будет заново открыт через 18 месяцев после Олимпиады — когда демонтируют все временные арены".
"Олимпийская деревня станет жилым комплексом, 50% квартир будет продано, 50% отдано в аренду, а зеленая зона увеличена вдвое".
ЦИФРЫ ИГР-2012
10 000 домов смогут получать электроэнергию от созданного Энергетического центра после завершения Игр
15 000 атлетов выступят на Олимпиаде (4500 — на Паралимпиаде)
8 800 000 посетителей ожидается на Олимпиаде (2,2 млн — на Паралимпиаде)
4 700 000 000 зрителей посмотрят Игры по ТВ