Зимняя ли Украина страна? Разбор спортивных объектов Украины

21 февраля 2018, 19:32

Артем Стинговский , Катерина Макаревская , Сергей Новиков

В Украине объекты международного уровня есть только для хоккея, фигурного катания и шорт-трека, а, например, для бобслея и скелетона трасс нет вообще

Во время Олимпиады в Пхенчахне ожесточилась дискуссия: зимняя страна Украина или нет, учитывая наши результаты там. "Золото" фристайлиста Абраменко, согласитесь, чудо и подарок, в других видах мы далеки от пьедесталов. Исходя из состояния зимних олимпийских объектов в Украине – страна мы полузимняя.

Реклама

Трассы и площадки, отвечающие требованиям элитных соревнований, как Олимпиады или чемпионаты мира, у нас есть для 3 из 15 зимних олимпийских видов. И это одна площадка – каток. Стандартный, 30 на 60 метров, он и для хоккея, и для фигурного катания, и для шорт-трека. Хотя и они пригодны с оговорками. Потому что шорт-треку нужна еще мягкая защита на борта катка. Фигурному катанию, чтобы провести чемпионат Европы, обязателен тренировочный лед вблизи основного. Раньше в Киеве были такие условия – когда рядом Дворцом спорта была "Льдинка". Но ее снесли, а ездить на тренировочный лед на Дарницу – не годится.

В хоккее Киев принимал ЧМ-2017 во втором дивизионе. И отвечающие стандартам по размеру и качеству льда площадки есть еще в полутора десятках городов. Но как сказали нам в федерации: "На некоторых нет профтабло, на некоторых слабое освещение. На некоторых всего 2-3 раздевалки, то есть матч, даже международный, провести можно, а турнир нет – раздевалок должно быть столько же, сколько участвующих в турнире команд, каждой – своя, и площадь каждой не менее 25 кв. м. Проводить международные турниры можно в киевском Дворце спорта, броварском "Терминале" и одесском Дворце спорта после ремонта зоны раздевалок и косметического ремонта фасада".

При этом коньковые виды – не наш конек. В Пхенчхане-2018 нет украинского хоккея, шорт-трека и конькобежцев, только фигуристы, и без блеска. Зато есть скелетонист, хотя для этого вида в Украине трассы нет вообще. Тренируется Владислав Гераскевич, заехавший на Олимпиаде-2018 в дюжину лучших, в латвийской Сигулде. Кроме скелетона у нас вообще нет объектов еще для четырех дисциплин – снежной полутрубы (хафпайпа) для сноуборда и фристайла, склона для скоростного спуска (даунхилла) в горных лыжах и трассы для бобслея.

Карта зимних спортивных объектов (кликните для увеличения):

Реклама

grafika_02

Бобслей: "Его нет. Боб стоит 80 000 евро"

Алексей Жуков, участник ОИ-1994 в бобслее, тренер по санному спорту: "Сейчас в Украине у нас есть только одна санная трасса в Кременце Тернопольской области, на которой готовятся и начинающие спортсмены, и даже олимпийцы, которые после Пхенчхана как раз приехали на чемпионат Украины. Я проинспектировал эту трассу. Состояние ее далеко от европейского уровня, это понятно, потому что есть зависимость от погодных условий. За границей все трассы искусственного наморожения, а здесь мы дождались морозов и снега, и ребята вылепили ее вручную. На трассе не очень много техперсонала, но за неделю практически всю сделали. Наблюдал лично, как участники ОИ-2018, вернувшиеся из Пхенчхана три дня назад, своими руками помогали рабочим готовить трассу. Эта трасса – совершенно не уровень спортсменов сборной. Им приходится тренироваться в режиме соревнований – они приезжают на Кубки мира за неделю и каждый день имеют по два заезда максимум. То есть, до Олимпиады за сезон сделали 30-40 заездов. А нужно минимум 200!".

Но трасса в Кременце только санная. "Ни скелетонистам, ни особенно бобслеистам там делать нечего, – продолжил Жуков. – Боб-четверка весит 630 кг с экипажем. Если он проедет один раз по этой трассе, то это будет для трассы последний заезд. Построить новую санно-бобслейную трассу стоит 80 млн евро. Это будет трасса суперкласса. Но если эти 80 млн разделить на количество заездов, которые делают саночники за границей, а это 25 евро за спуск... К моему сожалению, бобслея в Украине нет ни в каком виде, потому что санки – это одна стоимость, а боб – 80 000 евро. Когда мы были на Олимпиаде в Лиллехаммере-1994, бобы для нас делал завод Антонова и передавал нам их бесплатно. Хотя у нас дружеские отношения с латышами и можно было решить вопрос с арендой болида. Ведь это шикарный вид – зимняя Формула-1, когда по трассе несется четверка со скоростью 140 км/ч".

Горные виды: 4 места сертифицированы

Как у нас дела с трассами для горных видов, "Сегодня" рассказала Юлия Сипаренко, наша лучшая горнолыжница-слаломистка на Олимпиадах, а ныне генсек федерации.

"Всеукраинские соревнования по слаломным дисциплинам принимают "Буковель", "Буковица", "Мигово", "Протасов Яр", "Красия", "Сорочин Яр", Ворохта. Первые четыре сертифицированные для проведения международных соревнований: не Кубок мира или Европы, но определенного уровня. Сертифицированных трасс по скоростным дисциплинам – скоростной спуск и супергигант – в Украине нет. Потенциальные есть, но они не оборудованы необходимыми сетками безопасности. И соревнования по этим дисциплинам в нашей стране не проводим. Это достаточно длинные трассы, требующие тщательной подготовки и оборудования – сеток, матов. И эти все средства безопасности очень дорогостоящие. Пока наши комплексы, и даже Буковель, не готовы обеспечивать такой уровень. Плюс, для скоростных дисциплин необходим больший перепад высот. Потенциально они есть, полная с такими параметрами для супергиганта – в комплексе "Красия", но она не оборудована средствами безопасности. А для полноценного скоростного спуска – ничего".

Реклама

0010_protasov
Протасов Яр в Киеве. Сертифицирован для горных лыж и принимал Кубок Европы в сноуборде

А, скажем, сноубординг, с его разноплановыми дисциплинами? По словам Юлии, легче всего с параллельным слаломом, в котором Украина представлена на Олимпиаде-2018: "Его можно проводить на тех же сертифицированных трассах для горнолыжного спорта, – продолжает Юлия. – Они не требуют спецпостроек. Достаточно углаженного склона и определенной ширины и перепада высот, еще меньших, чем для горных лыж. Можно проводить и в Буковеле, и на Красии, и в Протасовом Яру, где одно время даже проходили этапы Кубка Европы. Для других дисциплин строятся специальные трассы, и они закрываются для массового катания. А далеко не каждый комплекс может себе это позволить. Но, например, в 2011 году мы проводили Кубок Европы по биг-эйру в Буковеле. Там строился трамплин, куда пошло очень большое количество снега, хотя не такое большое, как на Кубок мира по фристайлу в 2013-м, и в конце сезона на склоне 2А люди могли кататься до мая. Когда комплекс это понял, в течение нескольких лет с удовольствием проводили это мероприятие".

Биатлон: "Можно было бы в Голосеево"

"Трассы по биатлону могу по пальцам пересчитать, – сказал "Сегодня" Василий Карленко, вице-президент федерации биатлона. – Просто тренировочные трассы: Тисовец, Сянки, Чернигов, Сумы, можно еще приписать Тернополь, в Харькове – тир. Шесть, но по сути рабочих – четыре. Для соревнований международного уровня подходит только трасса в Сянках (Яворив) – Западный реабилитационный центр. Скажем, в Подгороднем в Тернопольской области вообще распродали землю на территории трассы – и там теперь строительство коттеджей. Можно между домами сделать трассу, но стрельбище – уже нет. В Киеве трассы нет. Почему нельзя в парке Партизанской славы обустроить при спортивной школе? Или в Голосеевском парке. В парке можно построить, это в заповеднике нельзя".

0010_biathlon
Биатлон в наших условиях. Есть трасса в Сянках, еще 3 тренировочных и 2 "условных"

Трамплин: "В ворохте не дует, как в Пхенчхане"

Елена Назарова, секретарь федерации по прыжкам с трамплина и лыжному двоеборью: "В Кременце трамплины детские – К-40 (метров), 30 метров и 15 метров. Есть трамплины в Верховине: К-50, К-20 или К-25 и еще один совсем маленький. В Ворохте К-90, К-75 и К-15. Есть еще в Наддворной трамплины, но мы их сейчас не используем – закрыли школу, тренер работает в Ворохте. Можно ли дотянуть Вороху до какого-то турнира международного уровня? У нас проводил семинар специалист из Польши и сказал: это реально. Там не подходит профиль, но его можно выровнять самим снегом. Расширить и сделать нормально снежную подушку. Сетки безопасности? Ну, это, когда ветер. А в Ворохте, кстати, трамплин стоит в таком месте в лесу, что там нет такой проблемы с ветром, как сейчас на Олимпиаде. Было бы хорошо в первую очередь привести там в порядок трамплин К-90, для подготовки сборной это очень важно".

Реклама

0010_tramplin
Не по-взрослому. "В Кременце трамплины – детские, до 40 метров"

"Вместо керлинга – пинг-понг. Но ждем 2019"

Вот человек посмотрел Олимпиаду и захотел поиграть в керлинг. Куда ему идти? "Пока что никуда, – отвечает нам Наталия Менжега, ответсек федерации керлинга Украины. – Нужно ждать объявления о начале тренировок на сайте федерации. Пока идет Олимпиада, мы очень заняты. Наш тренер на сборах в другой стране. И мы много задействованы на телевидении"

— А на любительском уровне можно где-то поиграть?
— Мы получили оборудование для керлинга только в декабре прошлого года, в подарок от международной федерации. И сейчас только будем начинать все процессы, связанные как с керлингом для спортсменов, так и для аматоров. Специализированного катка для керлинга у нас в стране нет ни одного. Мы сами арендуем хоккейный лед. Цена за лед – 3 тысячи гривен в час. Нам нужно хотя бы три часа: час на подготовку льда и два – потренироваться. Как вы понимаете, удовольствие дорогостоящее.

В тренде
Взорвалась граната в комнате с президентом украинского футбольного клуба. Есть пострадавшие

— А оборудование сколько стоит?
— Мы пока что не предоставляли наше оборудование никому в аренду. Будем просчитывать. Говорила с человеком, который играет в Эстонии, и у них это вообще бесплатно. Но это исключительный случай. В США, например, в клубах делают день открытых дверей: познакомиться с керлингом и провести 20 минут на льду стоит $15. Мы бы для начала ориентировались на 200 грн за тренировку, потому что за 500 никто не пойдет играть. Но это все только в планах... Оборудование дорогое. Комплект камней стоит около $6 тыс. Но мы эти деньги не платили: камни получили благодаря международной федерации. Щетка стоит $100, но это модель для любителей. Есть еще слайдеры – обувь для скольжения, это где-то $50.

— Планируется открывать отдельную площадку для керлинга?
— Мы бы очень хотели, но ни на государственном уровне, ни на приватном всерьез об этом речи не шло. Построить новый каток – это приблизительно $500 тыс. Пока что это мечта.

— Само поле должно быть постоянным или его можно сделать на любом льду?
— Лед для керлинга специфичный. У него своя плотность, специальная вода, трубки, которые прокладываются. Поэтому в идеале лед должен быть только для керлинга. То есть не может быть такого: здесь мы играем в керлинг, а после нас вышли на коньках кататься – это уже испорченный лед. Из-за этого керлинг и развивается по всему миру как клубный вид: это отдельный зал только для этого спорта.

— Керлинг пробовали открывать в торговых центрах, в "Терминале", например. Или это не совсем то?
— У них было две дорожки, но они закрылись уже лет пять назад. Это был коммерческий проект: они не смогли заработать и поставили в этом помещении пинг-понг.

— Учитывая такие условия, сколько у нас вообще спортсменов и команд, и какого уровня?
— В прошлом году мы проводили чемпионат Украины среди мужчин и женщин: играло по четыре команды. Ну, а про уровень что можно говорить, если оборудование мы получили только год назад? Играли в основном те, кто научился играть в Dream Town. Но там керлинга тоже уже нет. Это вид спорта, который в Украине только начинает развиваться. Поэтому когда меня спрашивают: "А почему от Украины не поехала команда на Олимпийские игры?" – приходится полчаса объяснять. Но... В следующем году будем впервые заявляться на чемпионат Европы.

Карленко о спортивных объектах Украины

Вице-президент федерации биатлона Василий Карленко о спортивных объектах в Украине:

— У нас их по сути нет. На высоком уровне проводить соревнования по зимним видом спорта можно разве что в лыжных гонках для инвалидов на базе паралимпийской подготовки – в Западном реабилитационно-спортивном центре возле Сянок во Львовской области. Там есть стрельбище и трасса для лыжных гонок. Но они сделаны для спортсменов-инвалидов. Нам там не отказывают, но приоритет у них. А сертифицированной трассы для лыжных гонок у нас нет. "Тисовец" – это не база... Она для подготовки самого дальнего резерва. Там ни стрельбище, ни трасса не отвечают сертификации.

Для горнолыжного спорта объектов почти нет. В Славском есть лыжно-туристический центр. В Закарпатье – "Буковель". Там можно проводить соревнования при желании руководства этой базы. Возможно, там будет построено биатлонное стрельбище. В "Красие" немного больше горнолыжная база, но ее нужно оснащать подъемниками, трассами, техникой, инфраструктурой. Была у нас мекка – Боржавские полонины. Но в свое время ее распродали, приватизировали, и сегодня там практически ничего нельзя делать.

Насчет фигурного катания, у нас был хороший центр в Одессе, откуда выходили олимпийские чемпионы еще в советские времена. В том центре помогли подготовить Оксану Баюл. Его нужно реконструировать: техники нет, энергоносители дорогие. А "Дворец спорта" в Киеве – это коммерческая структура. Там иногда бывает хоккей. Ледово-тренировочный каток "Льдинка" в Киеве был снесен перед Евро-2012. Обещали, что возобновят, но его нет. Построили на Дарнице каток, где сейчас ютятся дети: желающие есть.

В конькобежном спорте действует "Ледовый стадион", который был построен во времена СССР. Начинали возводить и крытую арену ("Ледовый стадион" – открытый). Но из-за отсутствия средств объект сгнил, специалисты разбежались, а в федерации – две "калеки".

Для прыжков с трамплина в Ворохте была база олимпийской подготовки для спортсменок Советского Союза. На сегодня эта база перешла в ничто: обнищала, развалилась.

В Тисовце была военная база и база олимпийской подготовки. Там проводили Кубок мира по фристайлу перед тем, как Союз развалился. Там тоже могла быть прекрасная инфраструктура. Стоят два трамплина. Упадут скоро! Они по сути "закопанные", потому что не отвечают требованиям, да и ресурсов нет.

Санную трассу когда-то должны были построить в Ужгороде, но какими-то советскими рычагами она перешла в Сигулду под Ригой. Есть санная трасса "Кременец": благодаря нашим общим усилиям Международная федерация помогла построить эстакаду. И во Львове тоже. А по сути трассы для санно-бобслейного спорта у нас нет. Она планировалась: если бы проводили Олимпийские игры-2022 (хорошая была идея), эта инфраструктура была бы. А так база в жалком состоянии.

Хоккею нужно давать дорогу. Дворцов немного построили, в разных областях любительские команды действуют. Они как-то выкарабкиваются благодаря федерации. Керлинг тоже может федерация своими силами поднять, но им нужна инфраструктура. Они демонстрировали, как это должно быть в паралимпийской программе.

Когда-то была программа "Малые горы": мы построили трассы в Протасовом Яру в Киеве, в Закарпатье, в Полтаве, во Львове – и пошли дети. Для сноубординга много не нужно: небольшая гора, набросали снега, и работайте на здоровье. В Карпатах – золотое дно. На Вышгоре много сноубордистов, горнолыжники катаются. Но это пока маленькие шаги. Профессиональные трассы? Их нет, как и в любом другом виде спорта. Мы ни по одному виду не можем провести чемпионат мира.

Имея свою инфраструктуру, в нас будут инвестировать. У нас будут международные соревнования наивысшего уровня. А что мы можем провести? Лыжные гонки на уровне FIS, у нас был Кубок Европы по биатлону в 2007 году в летний период. Сегодня мы вынуждены выезжать тренироваться за рубеж и в биатлоне, и в лыжных гонках, и во фристайле, и в фигурном катании. И вкладывать валюту туда, потому что у нас негде тренироваться. Да, это дешевле, чем что-то строить. Но если посмотреть на несколько лет вперед, выйдет значительно дороже. И это в конце концов все остановится. Если у вас нет жилья, вы что, останетесь в этом городе? Нет, вы поедете туда, где сможете его найти.

Если идти широким фронтом, мы, конечно, все 15 видов не потянем. Но хотя бы для тих видов спорта, в которых у нас есть традиции, нужно думать над хорошей государственной программой их развития.

Подпишись на наш telegram

Только самое важное и интересное

Подписаться

Реклама

Читайте Segodnya.ua в Google News

Реклама

Новости партнеров

Загрузка...

Новости партнеров

Загрузка...
загрузка...

Нажимая на кнопку «Принять» или продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с правилами использования файлов cookie.

Принять