Как изменилась Формула-1 за 65 лет: болиды на 160 км/ч быстрее, а пилоты в 2000 раз богаче

13 мая Формула-1 отпразднует свое 65-летие. Сколько же всего поменялось в Королевских гонках за это время!

Нынешние машины Ф-1 разгоняются до 360 км/ч, в середине прошлого века с трудом дотягивали до 200 км/ч. При этом болиды Ф-1 не самые быстрые в мире. Но, как говорил легендарный Михаэль Шумахер, — гонки на авто с закрытыми колесами — удел стариков, женщин и детей, тогда как для мужчин есть гонки королевского класса. И именно поэтому за борьбой гонщиков сегодня наблюдают сотни миллионов зрителей по всему миру. А болиды Королевских гонок являются еще и желанной рекламной площадкой. Только вот иногда выдумки заканчивались для рекламодателей очень печально. В 2004-м в Монако на носах болидов "Ягуар" были установлены бриллианты стоимостью около $250 000, ставший частью рекламной кампании к фильму "12 друзей Оушена". Но пилот Клин на первом же круге разбил свой болид в шпильке "Левс" — после гонки маршалы тщательно обследовали трассу, однако камня так и не нашли...

1950 год. Alfa Romeo 158 Alfetta
На фото: первый чемпион Нино Фарина на первом в истории Гран-при. "Альфа Ромео", как и остальные болиды того времени, был переднемоторным. Единственным ограничением для авто тогда был объем двигателя: 1,5 л с наддувом или 4,5 л без наддува. Та чемпионская "Альфа": 1479 куб. см, с компрессором, восьмицилиндровый, мощность 350 л. с. при 8500 об/мин.

0010_car01

2014 год. Mercedes F1 W05
Последнее чемпионское авто. У "Мерседес", как и во всех сегодняшних болидах, двигатель расположен сзади. Шины теперь гораздо шире — для лучшего сцепления с трассой. Ниже посадка, совсем другие аэродинамические формы...  Во всех болидах 1,6-л турбированные двигатели V6 с максимумом 15 тыс. об./мин.  Мощность — 600 л.с.

Реклама

0010_car02

РУЛЬ: ТЕПЕРЬ ДЖОЙСТИК

Фантастические изменения за 65 лет претерпел руль болида. Вначале он был в виде деревянного штурвала с металлическим сердечником и имел внушительный размер, для того чтобы уменьшить усилие, необходимое для управления авто. "Феррари" стала первой командой в Ф-1, добавившей подрулевые лепестки для переключения передач под рулевое колесо авто. В начале 90-х "Макларен" обзавелся 10 кнопками на руле и стал первым, кто вынес на него сцепление. Сейчас руль напоминает джойстик для игровой приставки. Гонщики сами выбирают настройки и меняют их в зависимости от ситуации на трассе. С помощью руля пилот может выполнять до 800 операций. Его вес — 1 кг, цена — $40—45 тысяч, и за сезон гонщику требуется 5—7 таких рулей.

0010_ruli

ШЛЕМ: ВЫДЕРЖИТ ПЛАМЯ ПОЛМИНУТЫ

Для Альберто Аскари, чемпиона 1952 и 1953 гг., головной убор разработал обычный шляпочник — резиновая шапка, обтянутая кожей, весившая 600 г и слабо защищавшая от  травм. Единственной защитой были очки, разработанные для военных летчиков. В наши дни на один шлем уходит 16 000 км нитей фиброволокна высочайшей марки Т800. По правилам FIA, шлем должен выдержать удар металлического шарика на скорости более 500 км/ч, а также быть жаростойким — полминуты защищать гонщика от пламени температурой свыше 800° С.

Реклама

0010_shlema

ТРАССЫ: БОЛЕЛЬЩИКОВ ПРЯТАЛИ ЗА СЕНОВАЛОМ

Британская трасса "Сильверстоун" первой приняла гонку Формулы-1. И до сих пор остается в календаре вместе с бельгийским Спа, итальянской Монцей и Монако. Требования к покрытию гоночного полотна значительно изменились. Теперь под каждую местность создается особый асфальтобетон с примесями полимеров. Основные требования: эластичность — чтобы в холодное время года не лопался, и прочность — чтобы не растекался в жару. Тюки с сеном, которые должны были обезопасить и зрителей, и пилотов в случае вылета авто за пределы трассы, заменили прочные отбойники, а по краям трассы — гравийные ловушки (25 см глубиной), замедляющие болид. Особняком стоит городская трасса в Монако: ее многочисленные повороты и узкие места не совсем соответствуют нынешним нормам безопасности. Трехкратный чемпион Нельсон Пике сравнил гонку в Монако с попыткой прокатиться по дому на велосипеде.

0010_treck

АВАРИИ: ЗЕЛЕНЫЙ АД И ВЫЛЕТАЮЩИЕ ИЗ АВТО ПИЛОТЫ

За 65 лет в Ф-1 погибли 46 пилотов. Из них 18 — в первое десятилетие, в 1950-х. Прозвище Зеленый ад получил немецкий Нюрбургринг. На все 23 км круга не хватало ни пожарных, ни врачей, ни барьеров, поэтому удары болидов часто принимали на себя деревья. К тому же пилоты еще и плохо фиксировались внутри болида. В 1959-м в Германии откровенно повезло Хансу Херрманну — его болид перевернулся в воздухе, пилот выпал из кокпита, и авто приземлилось рядом с ним. Страшная авария произошла в Монце в 1961-м: болид Вольфганга фон Трипса вылетел с трассы, погубив гонщика и еще 11 зрителей. Сегодня зрителей защищают отбойники. В ХХI веке во время гонок Ф-1 никто не погибал. Но все предусмотреть нельзя: на Гран-при Японии-2014 болид Жюля Бьянки вылетел с трассы и столкнулся... с эвакуатором, как раз подбиравшим другую машину. Спустя полгода Бьянки уже вышел из комы, но без сознания.

0010_crashes

Реклама

ПИЛОТЫ: РАНЬШЕ ПОЛУЧАЛИ КАК ХИРУРГИ

В наше время пилоты Ф-1 сильно помолодели. Когда первый чемпион, итальянец Нино Фарина, на "Альфа Ромео" взял титул-1950, ему было 43 года. А в 47 лет Фарина стал еще самым возрастным победителем Гран-при. Действующий чемпион из "Мерседес" британец Льюис Хэмилтон впервые выиграл титул в 23 года. А за "Торо Россо" сейчас гоняет 17-летний Макс Ферстаппен.

А еще — гонщики стали легче. Считается, что идеальный вес — 60—65 кг. Хэмилтон весит 66, Фарина, к слову, доктор экономики, в лучшие годы — 73—75. И это был не предел.

Заработки пилотов сейчас и 65 лет назад — и сравнивать нечего. Как говорил Хуан Мануэль Фанхио: "Мой контракт с "Мазератти" состоял из одних рукопожатий". Заработок Стирлинга Мосса в начале карьеры был сравним с заработком среднестатистического хирурга — до $15 000 в год. Поэтому гонщики Ф-1 часто участвовали и в других сериях, как в "халтуре". А нынче чемпион Хэмилтон зарабатывает $32 млн в год.

0010_champions
ЗАБЫТОЕ: НА ФИНИШ ПЕШКОМ

Сегодня Ф-1 лишилась некоторых ярких правил. Раньше, например, даже если за несколько сотен метров до финиша закончилось топливо, гонщики продолжали бороться, — разрешалось выйти и дотолкать авто. В 1959 году на финальном Гран-при США с пустым баком за 300 метров до финиша остался Джек Брэбхэм на "Купере". Но он дотолкал болид, рухнув после финиша, и лишь минут через 15 понял, что стал-таки чемпионом мира. Сегодня такие подвиги запрещены в целях безопасности.

Также ранее по ходу гонки пилоты могли меняться местами с партнером. К примеру, в 1954-м в Бельгии будущий чемпион мира Майк Хоторн после 20 кругов отдал авто Гонсалесу, разделив с ним очки за четвертое место.   

0010_tolkatel

Тогда в 50-х за руль болида Ф-1 села первая дама — итальянка Мария-Тереза де Филиппис. В 1958-м она дебютировала в Монако, не прошла квалификацию, но опередила многих мужчин и нынешнего босса Ф-1 Берни Экклстоуна. А уже в Бельгии де Филиппис стала десятой. С 1992-го женщины не участвовали в гонках, пока в сезоне-2013 тест-пилотом "Уильямс" не стала Сьюзи Вольфф. В 2014 году в Великобритании она приняла участие в тренировочной сессии. В 2012-м тест-пилотом "Маруси" стала Мария де Вильота, в том же году гонщица попала в страшную аварию. Она выжила, но в 2013-м эта травма спровоцировала кровоизлияние в мозг.

ЖЕНЫ: НЫНЧЕ ЭТО ПЕВИЦЫ И МОДЕЛИ

В 1950-е спутницы гонщиков Ф-1 в основном оставались в тени, присматривая за домом и детьми. Двукратный чемпион мира Альберто Аскари в 22 года женился на простой девушке из Милана Миетте, которая после его гибели в 1955-м призналась Энцо Феррари, что если бы не дети, она бы с радостью отправилась вслед за мужем. Исключением была разве что подруга британца Питера Коллинза — бродвейская актриса Луиза Кинг. А вот сегодня избранницы гонщиков — это сплошь звезды шоу-бизнеса. После очередного расставания чемпиона-2014 Льюиса Хэмилтона с певицей Николь Шерзингер королевой Ф-1 стала жена чемпиона-2009 Дженсона Баттона — японская модель Джессика Мичибата.

0010_wifes

Реклама на segodnya.ua Реклама
Все новости Показать еще
Мировой спорт - за Украину!
Больше новостей
Наука и технологии
Больше новостей
Украинцы за границей
Больше новостей
Спортивные истории
Хочу еще
Лайфхаки на все случаи жизни
Больше новостей
Защищают Украину
Кто вступил в тероборону
Больше новостей
История одной фотографии
Больше крутых фотографий
Чемпионат-2022. Зачет гонщиков
# Страна Имя Баллы
1
Макс Ферстаппен

Макс Ферстаппен

Red Bull
454
2
Шарль Леклер

Шарль Леклер

Ferrari
308
3
Серхио Перес

Серхио Перес

Red Bull
305
4
Джордж Расселл

Джордж Расселл

Mercedes
275
5
Карлос Сайнс

Карлос Сайнс

Ferrari
246
6
Льюис Хэмилтон

Льюис Хэмилтон

Mercedes
240
7
Ландо Норрис

Ландо Норрис

McLaren
122
8
Эстебан Окон

Эстебан Окон

Alpine
92
9
Фернандо Алонсо

Фернандо Алонсо

Alpine
81
10
Валттери Боттас

Валттери Боттас

Alfa Romeo
49
11
Даниэль Риккардо

Даниэль Риккардо

McLaren
37
12
Себастьян Феттель

Себастьян Феттель

Aston Martin Mercedes
37
13
Кевин Магнуссен

Кевин Магнуссен

Haas
25
14
Пьер Гасли

Пьер Гасли

AlphaTauri
23
15
Лэнс Стролл

Лэнс Стролл

Aston Martin
18
16
Мик Шумахер

Мик Шумахер

Haas
12
17
Юки Цунода

Юки Цунода

AlphaTauri
12
18
Чжоу Гуаньюй

Чжоу Гуаньюй

Alfa Romeo
6
19
Александр Албон

Александр Албон

Williams
4
20
Николас Латифи

Николас Латифи

Williams
2
21
Nyck De Vries

Nyck De Vries

Williams
2
22
Нико Хюлькенберг

Нико Хюлькенберг

Aston Martin
0
Чемпионат-2022. Зачет команд
# Команда Баллы
1
Red Bull Red Bull
759
2
Ferrari Ferrari
554
3
Mercedes Mercedes
515
4
Alpine Alpine
173
5
McLaren McLaren
159
6
Alfa Romeo Alfa Romeo
55
7
Aston Martin Aston Martin
55
8
Haas Haas
37
9
AlphaTauri AlphaTauri
35
10
Williams Williams
8
Этапы Формулы-1
Дата Гран-при Победитель
20 мар
Бахрейн Бахрейн
Шарль Леклер
27 мар
Саудовская Аравия Саудовская Аравия
Макс Ферстаппен
10 апр
Австралия Австралия
Шарль Леклер
24 апр
Италия Италия
Макс Ферстаппен
8 мая
США США
Макс Ферстаппен
22 мая
Испания Испания
Макс Ферстаппен
29 мая
Монако Монако
Серхио Перес
12 июн
Азербайджан Азербайджан
Макс Ферстаппен
19 июн
Канада Канада
Макс Ферстаппен
3 июл
Великобритания Великобритания
Карлос Сайнс
10 июл
Австрия Австрия
Шарль Леклер
24 июл
Франция Франция
Макс Ферстаппен
31 июл
Венгрия Венгрия
Макс Ферстаппен
28 авг
Бельгия Бельгия
Макс Ферстаппен
4 сен
Нидерланды Нидерланды
Макс Ферстаппен
11 сен
Италия Италия
Макс Ферстаппен
2 окт
Сингапур Сингапур
Серхио Перес
9 окт
Япония Япония
Макс Ферстаппен
23 окт
США США
Макс Ферстаппен
30 окт
Мексика Мексика
Макс Ферстаппен
13 ноя
Бразилия Бразилия
Джордж Расселл
20 ноя
Абу-Даби Абу-Даби
Макс Ферстаппен
20 мар
Bahrain Bahrain
-
27 мар
Saudi Arabia
-
10 апр
Australia Australia
-
24 апр
Italy Italy
-
8 мая
United States
-
22 мая
Spain Spain
-
29 мая
Monaco Monaco
-
12 июн
Azerbaijan Azerbaijan
-
19 июн
Canada Canada
-
3 июл
Great Britain
-
10 июл
Austria Austria
-
24 июл
France France
-
31 июл
Hungary Hungary
-
28 авг
Belgium Belgium
-
4 сен
Netherlands Netherlands
-
11 сен
Italy Italy
-
2 окт
Singapore Singapore
-
9 окт
Japan Japan
-
23 окт
United States
-
30 окт
Mexico Mexico
-
13 ноя
Brazil Brazil
-
20 ноя
Abu Dhabi
-
2 мар
Bahrain Bahrain
-
9 мар
Saudi Arabia
-
20 мар
Bahrain Bahrain
-
24 мар
Australia Australia
-
27 мар
Saudi Arabia
-
7 апр
Japan Japan
-
10 апр
Australia Australia
-
21 апр
China China
-
24 апр
Emilia-Romagna
-
24 апр
Italy Italy
-
5 мая
United States
-
8 мая
Miami
-
8 мая
United States
-
19 мая
Italy Italy
-
22 мая
Spain Spain
-
26 мая
Monaco Monaco
-
29 мая
Monaco Monaco
-
9 июн
Canada Canada
-
12 июн
Azerbaijan Azerbaijan
-
19 июн
Canada Canada
-
23 июн
Spain Spain
-
30 июн
Austria Austria
-
3 июл
Great Britain
-
7 июл
Great Britain
-
10 июл
Austria Austria
-
21 июл
Hungary Hungary
-
24 июл
France France
-
28 июл
Belgium Belgium
-
31 июл
Hungary Hungary
-
25 авг
Netherlands Netherlands
-
28 авг
Belgium Belgium
-
1 сен
Italy Italy
-
4 сен
Netherlands Netherlands
-
11 сен
Italy Italy
-
15 сен
Azerbaijan Azerbaijan
-
22 сен
Singapore Singapore
-
2 окт
Singapore Singapore
-
9 окт
Japan Japan
-
20 окт
United States
-
23 окт
United States
-
27 окт
Mexico Mexico
-
30 окт
Mexico Mexico
-
3 ноя
Brazil Brazil
-
13 ноя
Brazil Brazil
-
20 ноя
Abu Dhabi
-
23 ноя
United States
-
1 дек
Qatar Qatar
-
8 дек
Abu Dhabi
-
Рейтинг ФИФА
Лучшие сборные мира:
1
Бразилия Бразилия
1837
2
Бельгия Бельгия
1821
3
Аргентина Аргентина
1770
4
Франция Франция
1764
5
Англия Англия
1737
6
Испания Испания
1716
7
Италия Италия
1713
8
Нидерланды Нидерланды
1679
9
Португалия Португалия
1675
10
Дания Дания
1665
Какое место у Украины
Чемпионский бой Усика
Александр Усик
Александр Усик
20 авг.
23:00
Энтони Джошуа
Энтони Джошуа

37

Возраст

34

191

Рост

198

198

Размах рук

208

100.3

Вес

108.6

19

Победы

24

68.4%

% нокаутов

91.7%

Лучшие боксеры мира
ТОП-10 вне зависимости от веса
1
Сауль Альварес Сауль Альварес Сауль Альварес
57 - 1 - 2
2
Геннадий Головкин Геннадий Головкин Геннадий Головкин
41 - 1 - 1
3
Тайсон Фьюри Тайсон Фьюри Тайсон Фьюри
31 - 0 - 1
4
Теренс Кроуфорд Теренс Кроуфорд Теренс Кроуфорд
38 - 0 - 0
5
Александр Усик Александр Усик Александр Усик
19 - 0 - 0
6
Эррол Спенс Эррол Спенс Эррол Спенс
27 - 0 - 0
7
Энтони Джошуа Энтони Джошуа Энтони Джошуа
24 - 2 - 0
8
Майрис Бриедис Майрис Бриедис Майрис Бриедис
28 - 1 - 0
9
Каллум Смит Каллум Смит Каллум Смит
28 - 1 - 0
10
Йорденис Угас Йорденис Угас Йорденис Угас
27 - 4 - 0
Опрос
Бой года
Джидда, Саудовская Аравия

20 августа

Последние новости
Рейтинг популярности
Наши спортсмены в Instagram
1
Василий Ломаченко Василий Ломаченко
2157К
2
Александр Усик Александр Усик
1698К
3
Александр Зинченко Александр Зинченко
1660К
4
Андрей Шевченко Андрей Шевченко
1150К
5
Владимир Кличко Владимир Кличко
1021К
6
Элина Свитолина Элина Свитолина
871К
7
Андрей Лунин Андрей Лунин
658К
8
Виталий Кличко Виталий Кличко
515К
9
Дарья Белодед Дарья Белодед
496К
10
Юлия Герасимова Юлия Герасимова
449К
У кого самый большой прогресс
Победители Лиги чемпионов
ТОП-5 лучших команд
1
Реал Реал
14
2
Милан Милан
7
3
Бавария Бавария
6
4
Ливерпуль Ливерпуль
6
5
Барселона Барселона
5
Премьер Лига Чемпионат Украины
#
Команда
И
Г
О
1
18
49:10
47
2
18
47:9
45
3
18
35:17
40
4
18
37:19
36
5
18
30:18
33
7
18
22:27
25
8
18
14:23
24
9
18
15:20
23
11
17
16:21
18
12
18
14:30
17
13
18
20:40
14
14
17
13:28
13
15
18
12:30
10
16
18
21:44
8
Показать больше
ПОКЕР НА СТОРОНЕ ДОБРА
PokerMatch new

Патрик
Леонард

Англия
Доллары для Украины
Премьер-лига
Чемпионат Англии
1
Манчестер Сити Манчестер Сити
93
2
Ливерпуль Ливерпуль
92
3
Челси Челси
74
Ла Лига
Чемпионат Испании
1
Реал Реал
86
2
Барселона Барселона
73
3
Атлетико Атлетико
71
Бундеслига
Чемпионат Германии
1
Бавария Бавария
77
2
Боруссия Д Боруссия Д
69
3
Байер Байер
64
Серия А
Чемпионат Италии
1
Милан Милан
86
2
Интер Интер
84
3
Наполи Наполи
79
Лига 1
Чемпионат Франции
1
ПСЖ ПСЖ
86
2
Марсель Марсель
71
3
Монако Монако
69

Нажимая на кнопку «Принять» или продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с правилами использования файлов cookie.

Принять