В середине XIX в. местность на левом берегу реки Харьков, где были лишь хаты под камышом и соломой, начали активно застраивать красивыми каменными зданиями. Появление в этом районе мужской и женской гимназий, а также реального училища превратили тогдашнюю Захарьковскую слободу в респектабельный район, где начали селиться сливки общества. Нынешняя улица Чигирина благодаря этому получила название Дворянская, как и параллельная ей набережная, проходящая вдоль реки. Позже ее назвали набережной Жданова, а когда во времена перестройки городские чиновники занялись очередным переименованием, решили не заморачиваться, и набережные по обеим сторонам реки назвали Харьковскими. Таким образом она получилась уникальной, хотя и противоречащей принципам градостроения.
ОТ СТАРИННОЙ МЕЛЬНИЦЫ ДО АРТ-ЦЕНТРА
Старинное заброшенное здание из красного кирпича, возвышающееся у набережной, — бывшая мукомольная фабрика, которую построил частный предприниматель более 130 лет назад. До начала XIX века здание использовали по назначению, а конце 1960-х предприятие назвали Харьковским комбинатом хлебопродуктов №1. Вскоре бывшая мельница может получить новую жизнь: на территории 2600 "квадратов" хотят обустроить арт-центр с зонами современного искусства, театральным и образовательным центром, ивент-площадкой, а также офисами творческих предпринимателей.
ИЗ БЕСЕДКИ ВЫХОДЯТ ТОЛЬКО НА СЕВЕР
Самая загадочная постройка нынешней прогулки — беседка-ротонда. Она не сильно вписывается в ансамбль зданий на Харьковской набережной, особенно это стало заметно после того, как беседку облагородили. Харьковчане делятся занимательной байкой об объекте с двумя входами. Молва гласит, что в беседке обвенчалась молодая пара, а после церемонии супруги начали спорить: жена настаивала, что нужно выходить через южный проход, а муж тянул на север. После долгих обсуждений мужчина сдался. А вот южное направление ничем хорошим для парочки не закончилось, через несколько лет мужчина утонул в реке, а супруга зачахла. С тех пор из этой беседки принято выходить именно через северный проход, чтобы не навлечь беду.
СОВРЕМЕННОЕ ИСКУССТВО НА МЕСТЕ МАЛОГО ТЕАТРА
Сложно пройти по набережной, не обратив внимание на ворота с изображением героев фильма "Кин-дза-дза" и расписанные одноэтажные домики рядом. В начале прошлого века здесь построили Малый театр для спектаклей, концертов и балов. Но настоящую популярность театр снискал спустя несколько лет, когда его приобрел купец Жаткин. Здесь был целый театральный комплекс с большим зрительным залом, рестораном и зимним садом. Уже в статусе Дома народного творчества здание доживало последние годы — во время Второй мировой войны его разрушили. Теперь здесь — галерея современного искусства.
ОТ ПЕРВОЙ ЧАСТНОЙ ГИМНАЗИИ — К ОБЫЧНОЙ ШКОЛЕ
К началу XX века в Харькове было четыре мужских гимназии, которые финансировали из горказны. А в 1910-м на тогда еще Дворянской набережной открыли первую частную гимназию, которая с ходу стала популярной среди харьковчан. Основателем и первым директором учебного заведения был известный педагог Василий Давыденко, о чем свидетельствует мемориальная доска на фасаде. Спроектировал же постройку другой известный в Харькове человек — Юлий Цауне. Сегодня на Харьковской набережной, 4, находятся ООШ №30 и детская школа искусств №3.
ПОД МОСТОМ ПОЙМАЛИ ПОСЛЕДНЮЮ СТЕРЛЯДЬ
Когда через реку Харьков впервые перебросили мост — точно неизвестно, но, судя по письменным свидетельствам, случилось это не менее чем 245 лет назад. Современный Московский проспект в разные времена соединяли деревянные, каменные и железные переправы. А тот Харьковский мост, который мы видим сегодня, возвели 62 года назад. Выполнили его из железобетона, а перила и осветительные столбы отлили из чугуна. Интересно, что именно под этим мостом 96 лет назад в реке Харьков поймали последнюю стерлядь, а спустя 18 лет — и последнюю миногу.
ДОМ-ГИГАНТ ОСТАЛСЯ БЕЗ ОБЕЩАННОГО "ДВОЙНИКА"
На десятки метров вдоль Харьковской набережной растянулся пятиэтажный жилой дом с массивной аркой, через которую можно попасть не только во внутренний двор, но и на улицу Короленко. В этом году здание-гигант отмечает свое 60-летие. Построили его в свое время для рабочих завода им. Малышева. Любопытно, что, согласно первоначальному плану архитекторов, на другой стороне Московского проспекта для симметрии должны были возвести такое же по стилистике и объему здание, но воплотить интересную задумку в жизнь так и не удалось.
ПАМЯТНИК АРХИТЕКТУРЫ ДЛЯ АПТЕЧНОГО СКЛАДА
Двухэтажное здание, признанное памятником архитектуры, хоть и находится на улице Гражданской, 25, но основной частью фасада смотрит на Харьковскую набережную. Строили его в конце XIX века для фабрики по производству парфюмерии и косметики. В 1910-м здание реконструировали по проекту выдающегося архитектора Александра Гинзбурга, который приложил руку к созданию десятка знаковых для Харькова домов. Какое-то время в этой постройке располагалась фармацевтическая фабрика, теперь же — коммунальное предприятие "Областной аптечный склад".