В конце 1860-х на территории заболоченной пустоши, известной как Архиерейская левада, вырос первый железнодорожный вокзал. С этим событием связано и основание улицы Александровской, названной в честь Александровской колокольни, которая стояла посреди современной Привокзальной площади. В советские времена и до 2015-го улица называлась Красноармейской, пока ее дважды не переименовали в связи с декоммунизацией. Некоторое время она носила имя экс-начальника ЮЖД Николая Конарева, а затем ей присвоили имя героя "Небесной сотни" Евения Котляра. Именно с этой улицы у большинства гостей Харькова начинается знакомство с городом, ведь она находится у вокзала — главных железнодорожных ворот города.
ДОМ БЫТА. РЕКОРД И ПОДЗЕМНЫЙ ПЕРЕХОД
На углу улиц Полтавский Шлях и Евгения Котляра возвышается 10-этажное здание бизнес-центра, в котором располагаются различные фирмы и магазинчики. Возвели его в 1972-м, и уже тогда оно завоевало звание "крупнейшего на территории Украины Дома быта". Здесь предоставляли 300 видов различных услуг. Изначально архитекторы планировали соединить дом с вестибюлем станции метро "Южный вокзал", но второго вестибюля подземки харьковчане не дождались. Зато из Дома быта можно попасть в подземный торговый центр.
ДОМ РЖЕПИШЕВСКОГО. МОДЕРН В АРЕНДУ
Четырехэтажная постройка на ул. Евгения Котляра, 4, — типичный пример архитектурной разношерстности района. Здание возвели 106 лет назад в стиле модерн, но есть в нем и элементы конструктивизма. Наличие островерхих щипцов, традиционных для северного модерна, — характерный почерк известного архитектора Александра Ржепишевского. В таком стиле он спроектировал немало зданий в Харькове во втором десятилетии прошлого века.
С самого начала постройки этот дом был доходным, это значит, квартиры здесь снимали те, у кого не было своего жилья, но даже сегодня в сети можно отыскать немало объявлений об аренде здешних апартаментов. На постоянной основе в здании находится Украинское общество охраны памятников истории и культуры, а также управление Пенсионного фонда Харьковского района. К слову, здание является памятником архитектуры.
УПРАВЛЕНИЕ ЮЖД. ГИГАНТ И НЕСГОРАЕМЫЙ АРХИВ
Здание управления ЮЖД на ул. Котляра, 7, напоминает хорошо укрепленную крепость. Даже сейчас оно впечатляет пропорциями и размахом, чего уж говорить о дореволюционных временах, когда его построили. Свой завершенный вид этот гигант приобрел в 1960-е. Внутри здания — более 30 000 "квадратов" полезной площади, шесть внутренних дворов, а высота помещений достигает 4,3 м. В одном из корпусов есть архив из несгораемых металлоконструкций, на строительство которого ушло почти 15 млн кирпичей.
НАСЛЕДИЕ БЕКЕТОВА. 7 ЭТАЖЕЙ И ЭЛЕМЕНТЫ РЕНЕССАНСА
Нашлось на бывшей Красноармейской место и для бекетовского наследия высотой в семь этажей. Монументальный "литерный" жилой дом под №8/10 зодчий спроектировал для работников ЮЖД. Алексей Бекетов умело увязал это здание с окружающей застройкой. Одна часть здания сочетается с фасадом вокзала ярко выраженными прямоугольными формами. А корпус напротив управления ЮЖД декорировали элементами ренессанса и завершили таким же, как на здании управления, пологим куполом.
ВОКЗАЛ. МНОГО ДЕКОРА, НО МАЛО МЕСТА ПАССАЖИРАМ
Больше чем за 150 лет Харьков несколько раз менял здания вокзала. Одно из них с конкорсом, который возвышается над путями, разрушили во время Второй мировой войны. Современный же вокзал возвели в 1952-м. Своей помпезностью эта постройка поражает даже сегодня: снаружи и внутри она украшена разнообразными архитектурными формами и деталями. А вот функциональность здания подкачала — на вокзале не хватало площади для обслуживания пассажиров. В 1982-м пришлось пристраивать помещения.
МУЗЕЙ ЮЖД. РАРИТЕТЫ ПОД ОТКРЫТЫМ НЕБОМ
Рядом с Северным терминалом вокзала находится Музей истории и техники ЮЖД. Совершенно бесплатно здесь можно рассмотреть около 1000 экспонатов: макеты поездов, инструменты для ремонта паровозов, старинные документы, билеты довоенного времени и многое другое. Чего стоят только 36 раритетных паровозов и тепловозов, которые установили на рельсах музея под открытым небом. Здесь можно найти, например, легендарный паровоз "ФД-20", а иногда музейщики пускают посетителей в кабину транспорта.
ЭЛЕВАТОР. МАНИТ ФОТОГРАФОВ И РУФЕРОВ
Недалеко от Южного вокзала возвышается громадный заброшенный элеватор, который не используют более 20 лет. По неподтвержденным данным, там случился пожар, и с 1995-го он не работает. Несмотря на то, что огромный комплекс заброшен, многих людей он очаровывает. Постоянные гости здесь руферы (покорители городских вершин. — Ред.), ведь с верхушки элеватора открывается впечатляющий вид на город. Часто заглядывают сюда и любители фотографии — при должной обработке получаются отличные снимки элеватора.
Читайте также:
- Прогулка по площади Франко в Киеве: здание театра, исполняющий желания фонтан и актер с таксой
- Одесса два века назад: интересная прогулка
- Интересная прогулка по Харькову: улица музыки и веры
- Прогулка по площади Льва Толстого в Киеве: здание с женскими головами, особняки торговца мрамором и кирпичного магната
- Интересная прогулка: под Одессой есть свой Стоунхендж и золотое руно с бараном
- Прогулка по особнякам Одессы: дом с "ушками" и бионическая архитектура
- Прогулка по Бессарабской площади в Киеве: любопытный котофей, гостиница для актеров и самый древний балкон
- Интересная прогулка: мосты Харькова
- Прогулка по площади Андрея Первозванного и аллее Героев Крут в Киеве: босоногий святой, вид на Лавру и памятник грустному летчику
- Аптека-музей в Харькове: эликсир с ядом змеи и скорпиона, гиря-свинья и инструменты от морщин