Ярослав Попович сказал бы себе-гонщику: "Не жуй сопли, а лупашь нормально!"

18 апреля 2018, 11:21
Звезда украинского велоспорта рассказал нам о планах создания украинской национальной команды

Ярослав Попович / Фото: Данил Павлов

Он был третьим в общем зачете "Джиро д'Италия", лучшим молодым гонщиком "Тур де Франс", долгое время работал оруженосцем у легендарного Ленса Армстронга. А сейчас Ярослав Попович собрался развивать украинский велоспорт и готов даже замахнуться на создание отечественной велокоманды.

- Ярослав, вы приехали в Украину со своими компаньонами. Наверное, и с проектами?
- Проекты уже давно есть в голове. Все они касаются развития велоспорта в Украине. За два последних года у меня появилось больше времени, я закончил карьеру, начал работать спортивным директором в команде Trek-Segafredo. Вместе со своим другом и коллегой Лукой мы создали один проект по туризму, который называется Ride and wine – это велосипед и удовольствие в Италии.

Реклама

Но когда мы начали возить туристов, Лука мне говорит: "Почему в Украине еще нет велокоманды? Например, в Казахстане есть "Астана", в России – "Катюша". Давай что-то начнем делать с Украиной". Тем более что такой вопрос у меня и с Андреем Гривком, с нашим практически единственным гонщиком в Про-туре, возникал уже много раз, когда мы разговариваем о будущем. Поэтому ищем спонсоров, людей, фирмы, и каждый с разных сторон подходит, чтобы создать украинскую команду. Не скажу, что завтра что-то появится – это проект, который приобретает реальность в данный момент.

- В Украине хватает гонщиков, чтобы создать команду?
- Гонщики у нас есть и есть потенциал, но его нужно развивать. Вспомним, как это начиналось в России и Казахстане. Если хочешь делать национальный проект, то его нужно развивать много лет. А если просто сделать команду, чтобы показывать спонсоров, то можно брать легионеров. Мое мнение, в Украине сейчас очень плохи дела с велоспортом. Поэтому сначала нужно развивать этот вид среди детей, а затем идти вперед.

Реклама

- Что для вас лучше: создать команду из легионеров и затем подтягивать туда украинских детей или ждать пока они вырастут?
- Я только за рост украинских детей. Еще раз повторю: велоспорт находится в заброшенном состоянии и его нужно развивать, потому что у нас есть много талантливых детей, которые доходят до определенного уровня, а дальше им некуда идти.

- Сколько денег нужно на такую команду?
- Можно вложить и сто тысяч, и двести, и миллион долларов. 20 миллионов? Это было бы очень круто. Мы могли бы сделать команду на уровне Sky. Даже наша Trek не имеет таких финансов. 1-2 миллиона – это было бы супер. С моими знакомствами мы можем возить детей на соревнования за рубеж и помогать велошколам здесь.

Украинская команда могла бы ездить заграницей. Заграница – это Европа, соревнования не Про-тура, конечно, но уровень, где тебя могут заметить. Я, Гривко – мы известные люди в велоспорте, и нам достаточно легко договориться с организаторами и пригласить украинскую команду на гонку. Это развитие, которое нужно Украине. Если мы посмотрим последние годы, то наши парни никуда не ездят. Они выступают в Китае, максимум Словакия, Чехия, Польша – это не развитие.

Реклама

- Если будет больше велосипедистов на дорогах, результаты будут выше?
- Будут. Это взаимосвязано. Это культура, менталитет. Лет 17 назад, когда я только начинал, нас было 20-25 человек, которые гонялись в Италии, Испании, Бельгии, Франции. Нас все знали. Знали Украину как велосипедную страну. Сейчас не знают украинского велоспорта совсем. Мне звонят тренеры и просят помочь парням попасть в команду. Подхожу к боссам: "Мол, так и так есть парень не могли бы посмотреть?" А они спрашивают: "Какие у него результаты?" Чемпион Украины или какие-то соревнования в Украине или Китае – это никому ни о чем не говорит. Спортсменов хотят видеть в Европе, чтобы они там показывали даже минимальный результат.

Допустим, в Европе даже на соревнованиях низшего уровня ты заезжаешь в топ-25 с каким-то отрывом, но ты конкурируешь с другими командами, тебе замечают. И когда руководитель команды видит, что какой-то украинец приехал быстрее его гонщиков, то уже можно с ним разговаривать. Сейчас этого нет.

- Какой бюджет у команд, которые ездят в Гранд-туре?
- За три миллиона можно сделать команду, чтобы поехала в Гранд-туры по wild card.

- На фоне украинского футбола 1-2 миллиона долларов – смешные деньги. Для велоспорта тяжело найти?
- С одним футболистом можно создать целую команду. И мы говорим не только про гонщиков, но про весь стафф – механики, массажисты, врачи. Если говорить про Trek-Segafredo, у нас, наверное, бюджет 12 миллионов и 80 человек. В футболе за одного игрока платят огромные деньги и не факт, что заиграет, может просидеть все время на лавке запасных.

- Расскажите о своей нынешней работе спортивного директора. Что она в себя включает?
- Работа сейчас очень интенсивная. Когда я был спортсменом, я этого не понимал. Вставал, ехал на тренировку или соревнования, возвращался назад, массаж, отдых и все "гуд". Сейчас работа ментально более тяжелая, даже физически, потому что встаешь в семь утра и работаешь до часу ночи. Ты отвечаешь за всех – за массажистов, механиков, пресс-атташе, гонщиков. Всегда что-то случается, в отеле какая-то проблема – ты должен ее решить, машина сломалась – ты должен это решить. Следишь за погодой, ветром, дорогой, посылаешь кого-то просматривать трассу, а если он пропустил какой-то поворот, даешь ему "люлей". Пацаны что-то плохое сделали – ты тоже за это отвечаешь, кто-то упадет – едешь в больницу. "Кипишь" целый день. А затем уже просматриваешь следующую трассу. Делаешь программу, кому куда стать. Напряженные дни получаются. Но работа мне нравится, я не жалею. Не в моем приоритете сожалеть о сделанном. Нужно наслаждаться жизнью и думать только о будущем.

- Что бы сказал Попович-директор Поповичу-гонщику?
- Материться нельзя (смеется). Я бы сказал: "Не жуй сопли, а лупашь нормально". А затем бы еще добавил колоритно, чтобы дать мотивацию.

- А Попович-гонщик что бы ответил?
- Не гони, я знаю, что должен делать, мне тяжело (смеется).

- Вы сейчас по-другому смотрите на парней из своей команды?
- Я их понимаю. Это нравится и мне, и им. Я директор, который недавно был гонщиком, я еще помню, как это было. У нас, например, есть директора в команде, которым уже куча лет, они давно не были на велосипеде. Даже если они и катаются, то менталитет уже поменялся.

- Вы сейчас можете пойти выпить пива с парнями из команды или держите дистанцию?
- Наоборот, я их вывожу, чтобы расслабиться (смеется). У нас никогда не было запрета. Мы же профессионалы. Если ты завтра выиграешь соревнование, то сегодня можешь пить сколько угодно. Это детям, юниорам, любителям необходимо рассказывать, как нужно работать. А если ты профи, то делай что угодно. Тебе платят деньги, и ты должен давать результат.

Что Ярослав Попович рассказал нам о хитростях в велоспорте и допинге, о своей семье, о том, чем был хотел порулить, о винных турах в Италии и велодорожках в Украине, читайте в понедельник, 23 апреля на segodnya.ua и в газете "Сегодня".

А несколько лет назад Ярослав Попович рассказал нам о том, зачем согласился выступить в Киеве вместо Норвегии, и когда в Украине появятся новые Гривко и Поповичи: "Для начала нужно выгнать москалей из Украины".

А еще ранее, в 2013 году, Попович рассказал нам о деле Лэнса Армстронга и сыне в Новой Каледонии.

Ярослав Попович – о работе спортдиректором и отношении с парнями из команды:

Фото: Данил Павлов