Как изменилась Формула-1 за 65 лет: болиды на 160 км/ч быстрее, а пилоты в 2000 раз богаче

29 апреля 2015, 11:14
13 мая Формула-1 отпразднует свое 65-летие. Сколько же всего поменялось в Королевских гонках за это время!

Современная гонка Формулы-1. Фото AFP

Нынешние машины Ф-1 разгоняются до 360 км/ч, в середине прошлого века с трудом дотягивали до 200 км/ч. При этом болиды Ф-1 не самые быстрые в мире. Но, как говорил легендарный Михаэль Шумахер, — гонки на авто с закрытыми колесами — удел стариков, женщин и детей, тогда как для мужчин есть гонки королевского класса. И именно поэтому за борьбой гонщиков сегодня наблюдают сотни миллионов зрителей по всему миру. А болиды Королевских гонок являются еще и желанной рекламной площадкой. Только вот иногда выдумки заканчивались для рекламодателей очень печально. В 2004-м в Монако на носах болидов "Ягуар" были установлены бриллианты стоимостью около $250 000, ставший частью рекламной кампании к фильму "12 друзей Оушена". Но пилот Клин на первом же круге разбил свой болид в шпильке "Левс" — после гонки маршалы тщательно обследовали трассу, однако камня так и не нашли...

1950 год. Alfa Romeo 158 Alfetta
На фото: первый чемпион Нино Фарина на первом в истории Гран-при. "Альфа Ромео", как и остальные болиды того времени, был переднемоторным. Единственным ограничением для авто тогда был объем двигателя: 1,5 л с наддувом или 4,5 л без наддува. Та чемпионская "Альфа": 1479 куб. см, с компрессором, восьмицилиндровый, мощность 350 л. с. при 8500 об/мин.



2014 год. Mercedes F1 W05
Последнее чемпионское авто. У "Мерседес", как и во всех сегодняшних болидах, двигатель расположен сзади. Шины теперь гораздо шире — для лучшего сцепления с трассой. Ниже посадка, совсем другие аэродинамические формы...  Во всех болидах 1,6-л турбированные двигатели V6 с максимумом 15 тыс. об./мин.  Мощность — 600 л.с.

Реклама

РУЛЬ: ТЕПЕРЬ ДЖОЙСТИК

Фантастические изменения за 65 лет претерпел руль болида. Вначале он был в виде деревянного штурвала с металлическим сердечником и имел внушительный размер, для того чтобы уменьшить усилие, необходимое для управления авто. "Феррари" стала первой командой в Ф-1, добавившей подрулевые лепестки для переключения передач под рулевое колесо авто. В начале 90-х "Макларен" обзавелся 10 кнопками на руле и стал первым, кто вынес на него сцепление. Сейчас руль напоминает джойстик для игровой приставки. Гонщики сами выбирают настройки и меняют их в зависимости от ситуации на трассе. С помощью руля пилот может выполнять до 800 операций. Его вес — 1 кг, цена — $40—45 тысяч, и за сезон гонщику требуется 5—7 таких рулей.



ШЛЕМ: ВЫДЕРЖИТ ПЛАМЯ ПОЛМИНУТЫ

Для Альберто Аскари, чемпиона 1952 и 1953 гг., головной убор разработал обычный шляпочник — резиновая шапка, обтянутая кожей, весившая 600 г и слабо защищавшая от  травм. Единственной защитой были очки, разработанные для военных летчиков. В наши дни на один шлем уходит 16 000 км нитей фиброволокна высочайшей марки Т800. По правилам FIA, шлем должен выдержать удар металлического шарика на скорости более 500 км/ч, а также быть жаростойким — полминуты защищать гонщика от пламени температурой свыше 800° С.

Реклама

ТРАССЫ: БОЛЕЛЬЩИКОВ ПРЯТАЛИ ЗА СЕНОВАЛОМ

Британская трасса "Сильверстоун" первой приняла гонку Формулы-1. И до сих пор остается в календаре вместе с бельгийским Спа, итальянской Монцей и Монако. Требования к покрытию гоночного полотна значительно изменились. Теперь под каждую местность создается особый асфальтобетон с примесями полимеров. Основные требования: эластичность — чтобы в холодное время года не лопался, и прочность — чтобы не растекался в жару. Тюки с сеном, которые должны были обезопасить и зрителей, и пилотов в случае вылета авто за пределы трассы, заменили прочные отбойники, а по краям трассы — гравийные ловушки (25 см глубиной), замедляющие болид. Особняком стоит городская трасса в Монако: ее многочисленные повороты и узкие места не совсем соответствуют нынешним нормам безопасности. Трехкратный чемпион Нельсон Пике сравнил гонку в Монако с попыткой прокатиться по дому на велосипеде.



АВАРИИ: ЗЕЛЕНЫЙ АД И ВЫЛЕТАЮЩИЕ ИЗ АВТО ПИЛОТЫ

За 65 лет в Ф-1 погибли 46 пилотов. Из них 18 — в первое десятилетие, в 1950-х. Прозвище Зеленый ад получил немецкий Нюрбургринг. На все 23 км круга не хватало ни пожарных, ни врачей, ни барьеров, поэтому удары болидов часто принимали на себя деревья. К тому же пилоты еще и плохо фиксировались внутри болида. В 1959-м в Германии откровенно повезло Хансу Херрманну — его болид перевернулся в воздухе, пилот выпал из кокпита, и авто приземлилось рядом с ним. Страшная авария произошла в Монце в 1961-м: болид Вольфганга фон Трипса вылетел с трассы, погубив гонщика и еще 11 зрителей. Сегодня зрителей защищают отбойники. В ХХI веке во время гонок Ф-1 никто не погибал. Но все предусмотреть нельзя: на Гран-при Японии-2014 болид Жюля Бьянки вылетел с трассы и столкнулся... с эвакуатором, как раз подбиравшим другую машину. Спустя полгода Бьянки уже вышел из комы, но без сознания.

Реклама

ПИЛОТЫ: РАНЬШЕ ПОЛУЧАЛИ КАК ХИРУРГИ

В наше время пилоты Ф-1 сильно помолодели. Когда первый чемпион, итальянец Нино Фарина, на "Альфа Ромео" взял титул-1950, ему было 43 года. А в 47 лет Фарина стал еще самым возрастным победителем Гран-при. Действующий чемпион из "Мерседес" британец Льюис Хэмилтон впервые выиграл титул в 23 года. А за "Торо Россо" сейчас гоняет 17-летний Макс Ферстаппен.

А еще — гонщики стали легче. Считается, что идеальный вес — 60—65 кг. Хэмилтон весит 66, Фарина, к слову, доктор экономики, в лучшие годы — 73—75. И это был не предел.

Заработки пилотов сейчас и 65 лет назад — и сравнивать нечего. Как говорил Хуан Мануэль Фанхио: "Мой контракт с "Мазератти" состоял из одних рукопожатий". Заработок Стирлинга Мосса в начале карьеры был сравним с заработком среднестатистического хирурга — до $15 000 в год. Поэтому гонщики Ф-1 часто участвовали и в других сериях, как в "халтуре". А нынче чемпион Хэмилтон зарабатывает $32 млн в год.


ЗАБЫТОЕ: НА ФИНИШ ПЕШКОМ

Сегодня Ф-1 лишилась некоторых ярких правил. Раньше, например, даже если за несколько сотен метров до финиша закончилось топливо, гонщики продолжали бороться, — разрешалось выйти и дотолкать авто. В 1959 году на финальном Гран-при США с пустым баком за 300 метров до финиша остался Джек Брэбхэм на "Купере". Но он дотолкал болид, рухнув после финиша, и лишь минут через 15 понял, что стал-таки чемпионом мира. Сегодня такие подвиги запрещены в целях безопасности.

Также ранее по ходу гонки пилоты могли меняться местами с партнером. К примеру, в 1954-м в Бельгии будущий чемпион мира Майк Хоторн после 20 кругов отдал авто Гонсалесу, разделив с ним очки за четвертое место.   

Тогда в 50-х за руль болида Ф-1 села первая дама — итальянка Мария-Тереза де Филиппис. В 1958-м она дебютировала в Монако, не прошла квалификацию, но опередила многих мужчин и нынешнего босса Ф-1 Берни Экклстоуна. А уже в Бельгии де Филиппис стала десятой. С 1992-го женщины не участвовали в гонках, пока в сезоне-2013 тест-пилотом "Уильямс" не стала Сьюзи Вольфф. В 2014 году в Великобритании она приняла участие в тренировочной сессии. В 2012-м тест-пилотом "Маруси" стала Мария де Вильота, в том же году гонщица попала в страшную аварию. Она выжила, но в 2013-м эта травма спровоцировала кровоизлияние в мозг.

ЖЕНЫ: НЫНЧЕ ЭТО ПЕВИЦЫ И МОДЕЛИ

В 1950-е спутницы гонщиков Ф-1 в основном оставались в тени, присматривая за домом и детьми. Двукратный чемпион мира Альберто Аскари в 22 года женился на простой девушке из Милана Миетте, которая после его гибели в 1955-м призналась Энцо Феррари, что если бы не дети, она бы с радостью отправилась вслед за мужем. Исключением была разве что подруга британца Питера Коллинза — бродвейская актриса Луиза Кинг. А вот сегодня избранницы гонщиков — это сплошь звезды шоу-бизнеса. После очередного расставания чемпиона-2014 Льюиса Хэмилтона с певицей Николь Шерзингер королевой Ф-1 стала жена чемпиона-2009 Дженсона Баттона — японская модель Джессика Мичибата.