История велоспорта: гонщики сняли фраки, а вместо алкоголя и допинга – энергетические батончики

29 июля 2015, 15:57
В новой рубрике Проект "спорт: начало и сейчас" самый доступный вид спорта в мире

Первый велосипед, но без педалей, изобрели еще в 1818 году в Германии. Однако дебютную гонку провели лишь 50 лет спустя, когда в моду вошли байки с огромным передним колесом. Заезд на 1,2 км прошел в парижском парке Сен-Клу 31 мая 1868 года. Количество участников не дотянуло до 30. Забавно, но победителем стал эмигрант из Англии Джеймс Мур. Он же спустя год выиграл и первую гонку между городами – Париж-Руан.

Но не она стала самой престижной в мире. Большой шаг вперед для велоспорта сделал главред газеты L’Auto Анри Дегранж, который сам очень любил погонять на двухколесном. В 1902-м инициировал многодневку "Тур де Франс", но в успехе сомневался настолько, что не явился на дебютную гонку. Однако успех был. Тиражи газеты взлетели в шесть раз, а "Большая петля" стала законодательницей мод в велоспорте, сегодня зрители ночуют у дорог, чтобы потом днем вскользь посмотреть на своих героев...

Реклама

ОДЕЖДА: от официоза с бабочками до полиэстера

Спецформы у велосипедистов поначалу не было. В первых гонках они появлялись в панталонах, рубашках, бабочках и фраках. Главное - комфорт. В начале века отказали официозу и приоделись в простые штаны и рубашку, обычно полосатую или одноцветную. Такого разнообразия тканей, как сейчас, не существовало, потому выбирали между шерстью и хлопком. Шерсть лучше впитывала пот и не прилипала к телу, растягиваясь от влаги и болтаясь, как бесформенный мешок. А когда гонщики взбирались на гору, ветерок хорошо продувал и высушивал их одежду. Однако были и минусы - неприятный запах.

Реклама

В 1919-м с подачи основателя "Тур де Франс" Анри Дегранжа появились желтые майки лидера. До этого они носили зеленую наручную повязку. А желтой майка была потому, что газета Дегранжа L’Auto печаталась на бумаге желтоватого цвета. 

На голову ездоки предпочитали надевать обычную кепку, чтобы пот не катился градом по лицу. Иногда в качестве защиты при падении надевали кожаные шлемы. Настоящие же вошли в обиход только в 1970-х. Правда, велосипедисты сначала заимствовали их из хоккея.

Сегодня спонсоры дают гонщикам около 300 единиц экипировки ежегодно, из них 30 - футболки. Остальное - туфли, шорты, чулки, очки, перчатки, рубашки, куртки... Но велосипедисты очень суеверны и сентиментальны. Носят одну и ту же одежду на протяжении всей гонки, если она не порвется при аварии. Чулки надевают в холодную погоду. На икрах расположены компрессионные вставки, которые уменьшают сопротивление воздуха и увеличивают скорость езды. В шортах тоже есть хитрость - внутрення подкладка, которая защищает от натирания.

Реклама

Из тканей выбирают полиэстер или лайкру - легкие, быстро впитывают и отводят влагу. Велотуфли имеют жесткую подошву, а вместо шнурков - застежки на липучках.

ДОПИНГ: выпивку и сигареты сменило эпо

Никаких запретов у желающих погоняться на велосипедах не было. Хотите вина? Пожалуйста! Пиво? Тоже! Можно было что-нибудь и покрепче принять. Покурить? Не проблема. Велосипедисты посреди гонки могли даже остановиться выпить в баре, да зрители и сами протягивали им бутылки по ходу заезда, которые выхватывались на лету.

Допингом служил и обман. Гонщики цеплялись за машины и впрыгивали в вагоны поездов. Так, в 1904-м Ипполит Акутюрье привязал веревку к машине, а с другой стороны вцепился в нее зубами. Вылетели не только зубы, но и сам Акутюрье, которого в итоге дисквалифицировали.

Прибегали и к настоящим наркотикам. Четырехкратный победитель "Тура" (1949-1952) Фаусто Коппи однажды выдал: "С тем, кто утверждает, что в велоспорте не принимают амфетамин, вообще нельзя разговаривать об этом спорте".

Ну а всякие обезболивающие, стимуляторы и даже эфир были в порядке вещей.

Так продолжалось до 1950-х, пока на "Тур де Франс" не пришел новый доктор - Пьер Дюма. В 1960-м он решил сделать обход по номерам команд и наткнулся на лидера гонки Гастоне Ненчини. Он лежал на кровати, а от его рук шли трубочки к бутылкам, содержащие гормоны. Потом Кнуд Энемарк Йенсен умер на Олимпиаде, наевшись амфетамина и других наркотиков. С этого момента и началась повальная борьба с допингом.

Сегодня велосипедистам нельзя употреблять не то что алкоголь, наркотики или стероиды, но и обычный кофе. 14 из 25 последних победителей "Тур де Франс" были пойманы на употреблении допинга. Самым громким был скандал в 2012-м с участием американца Лэнса Армстронга. Он был единственным семикратным победителем "ТдФ"! Но все его результаты после 1998-го были аннулированы. Армстронг в итоге признался, что использовал самый популярный допинг – эритропоэтин (ЭПО).

Все гонщики обязаны проходить допинг-тесты, порой инспекторы навещают их и во внегоночное время, а отказ от сдачи пробы расценивается как употребление запрещенных веществ.

ГОРЫ: от убийц до королей

Кататься по равнине надоело уже в начале ХХ века, потому в 1905-м на "Тур де Франс", с подачи основателя гонки Анри Дегранжа, появились горные этапы. Он делал все, чтобы превратить жизнь спортсменов в страдания, гонку сделать зрелищной, а также увеличить продажи своей газеты L’Auto, которую мы сегодня знаем как L’Equipe. Так, в 1910-м он добавил несколько крутых подъемов по Пиренеям. Гонщики не могли взобраться по ним на велосипедах и тащили их за собой. Один из лучших на тот момент велосипедистов Октав Лапиз не выдержал и закричал: "Вы все - убийцы"!

Сейчас же почти все веломногодневки обязательно должны включать в себя горные этапы. И чем сложнее, тем круче! А покоритель самой сложной вершины получает приз имени "убийцы" Дегранжа. На "Туре" есть и отдельная классификация для горных королей, которые получают "гороховую" майку - белую в красную крапинку. Почему? Потому что изначальный спонсор майки, шоколад "Пулэн", продавал свой продукт в упаковках в горошек.

ПИТАНИЕ: сначала ели часами, сейчас – хватают на ходу

Во времена первых велозаездов гонщики могли проводить на трассе до 18 часов в сутки. Конечно же, они уставали и чувствовали голод, потому останавливались в тавернах у дорог, чтобы подкрепиться и сходить в туалет. Спортсмены могли провести там даже  несколько часов. А самые заядлые болельщики специально готовили еду для героев и зазывали их к себе на обед, стоя у трассы.

Сегодня все иначе. Гонщики получают подпитку только от своей команды, которая находится на определенном участке трассы. Велосипедисты сжигают около 1000 калорий в час, потому много едят. Сначала плотно завтракают, а потом хватают пищу по дороге: фрукты, воду, бутерброды, энергетические батончики и спортивные напитки, содержащие сахарозу, глюкозу, фруктозу, электролиты, витамины и минералы. На ужин, который часто включает картошку или рис с тунцом или ветчиной, гонщики поглощают 2000 калорий.

ПРАВИЛА: "конь" на всю гонку был лишь один и вдвое "толще"

На заре велоспорта гонки были исключительно индивидуальными, с 1930-го по 1961-й на самой престижной гонке "Тур де Франс" выступали только национальные команды. Спортсменам даже не разрешалось прибегать к чьей-либо помощи при неисправности их велосипедов. Иногда они проходили по несколько километров с байком на спине, чтобы добраться до инструментов. Велосипед должен был быть один – от начала и до конца гонки.

До 1938-го на "Туре" нельзя было пользоваться дополнительными скоростями, хоть тогда они уже существовали. К слову, первые велосипеды с деревянной рамой весили около 14 кг. Нынче в арсенале у "наездников" более 20 скоростей, а их "конь" должен быть как минимум 6,76 кг. По всей дистанции гонщиков сопровождает машина с запасными байками. А организаторы "ТдФ" приглашают два десятка команд по девять человек в каждой.