"Дакар"-2018: юбилейный старт самого смертельного ралли в мире

4 января 2018, 06:00
Самый опасный ралли-марафон забрал жизни семи десятков людей и покорялся украинцами

Фото AFP, коллаж segodnya.ua

6 января стартует юбилейный 40-й ралли-рейд "Дакар". Самая экстремальная гонка планеты пройдет по территории трех стран: Перу, Боливии и Аргентины. Многодневка, основанная французским гонщиком Тьерри Сабином, в 10-й раз подряд пройдет в Южной Америке.

В преддверии юбилейного старта знаменитого ралли-рейда рассказываем об истории создания гонки, украинцах на "Дакаре" и новых испытаниях для гонщиков.

Реклама

ИДЕЯ РОДИЛАСЬ В ПУСТЫНЕ

Во время ралли Ницца – Абиджан в 1977 году Сабин заблудился в Ливийской пустыне и пробыл там три дня. Его спасли местные жители – туареги. Опасное приключение вдохновило Тьерри на создание собственного ралли, в котором гонщики будут бороться не только друг с другом, но и с природой. 26 декабря 1978 года в Париже стартовал первое в истории ралли. Гонщики должны были преодолеть 10 тысяч километров, проходящих по территории Франции, Алжира, Нигера, Мали, Верхней Вольты и финишировать в столице Сенегала Дакаре.

Изюминкой гонки "Париж-Дакар" стал контраст между современной Францией и африканскими деревнями с деревянными хижинами, разбросанными по пустыни, а главным призом – статуэтка в виде туарега – спасителей Сабина.

Из 182 участников первой гонки успешно финишировать сумели только 74, но это не остановило экстремалов и спустя два года в ралли-рейде соревновались уже три класса – мотоциклы, автомобили и грузовики.

Реклама


Основатель ралли "Париж-Дакар" Тьерри Сабин. Фото Wikipedia

ЗАБРАЛ 71 ЖИЗНЬ И СВОЕГО СОЗДАТЕЛЯ

Со времен основания ралли "Париж-Дакар" считается самым экстремальным и самым опасным в мире. За 40-летнюю историю "Дакар" унес жизни 71 человека, в том числе и своего создателя Тьерри Сабина – Француз разбился на вертолете в 1986 году во время внезапной песчаной бури.

Но первой жертвой "Дакара" стал не он, а французский мотоциклист Патрик Доден. Во время дебютного ралли он решил на ходу снять шлем, но в этот момент не удержал мотоцикл и упал головой на камни. Всего во время гонки погибло 28 гонщиков, остальные – зрители или случайные прохожие. 

Реклама

ОТ ПАРИЖА ДО КАИРА: МАРШРУТЫ РАЛЛИ-РЕЙДА

Первые ралли-марафоны брали свой старт в Париже, а завершались в Дакаре, при этом вносились изменения маршрута в середине многодневки – гонка могла пройти по территории Алжира, переместиться в Тунис или завернуть в Ливию. Со временем жители и власти столицы Франции вытеснили гонку и организаторам пришлось выдумывать новые маршруты.

Гонка "Париж-Дакар" стартовала и в Гранаде, и в Барселоне, и в Марселе, но непременно либо заканчивалась в Дакаре, либо заезжала в город. Был даже случай, когда маршрут ралли стартовал и заканчивался в столице Сенегала, проходя полностью по территории Африки, а однажды – из Парижа в Париж транзитом через Дакар. Лишь  в 2003 году Сенегал остался без знаменитого ралли. Тогда гонка стартовала в Марселе, а финишировала в Шарм-эш-Шейхе.

В 2008 году гонка должна была начаться в Лиссабоне, но из-за постоянных террористических угроз за день до старта организаторы вынуждены были ее отменить – впервые в истории. А со следующего года ралли-марафон перебрался в Южную Америку. Как заявили тогда, на неопределенный срок, но уже 10 лет она с успехом проходит по территории Аргентины, Чили, Перу, Парагвая и Боливии в зависимости от маршрута.

ЛУЧШИЕ ИЗ ЛУЧШИХ И ЖЕНЩИНЫ ЗА РУЛЕМ

Самый титулованный гонщик в истории "Дакара" француз Стефан Петерансель. Ему принадлежит рекорд побед в ралли-рейде 13 раз, при этом шесть раз он побеждал в классе мотоциклы и семь – в классе внедорожники, возглавляя рейтинги этих дисциплин за всю историю.

Среди грузовиков нет равных российскому КАМАЗу – семь раз в общем зачете побеждал Владимир Чагин, по две победы у Фирдауса Кабирова и Эдуарда Николаева, а в сумме у КАМАЗа 14 побед.

В 1988 году впервые в "Дакаре" приняла участие Ютта Кляйншмидт. Отважная немка наравне с мужчинами проходила все тяжести знаменитой гонки сначала на мотоцикле, а затем на автомобиле. В 2001 году она стала первой женщиной, победившей на "Дакаре", за что получила прозвище "Королева пустыни".

В 2018 году женщиной-гонщиком на "Дакаре" никого не удивишь. Роза Ромеро Фонт, Лайа Сайнц, Мириам Пол и Габриэла Новотна будут бороться за победу среди мотоциклистов, Суани Мартинез и Камелия Липароти сядут за руль квадроциклов, а Алисия Рейна, Кристина Гутьеррес и Фернанда Каньо возглавят экипажи внедорожников.


Фернанда Каньо. Фото twitter

УКРАИНСКИЙ СЛЕД НА "ДАКАРЕ"

Украина также не осталась в стороне от самого известного ралли на планете. Шесть лет подряд нашу страну в самом знаменитом ралли-рейде представляла команда Sixt Ukraine, основателем и пилотом которой являлся Вадим Нестерчук. Первый старт украинцы на "Дакаре" должны были сделать в 2008 году, но, как мы уже писали ранее, тот заезд был отменен. Лучший результат наша команда показала в 2013 году, когда заняла 10-е место в категории Т1.1 и 26-е в "абсолюте". В следующем году команда ставила задачу улучшить результаты, но во время подготовки к ралли "Шелковый путь-2013" в Объединенных Арабских Эмиратах 42-летний Вадим Нестерчук трагически погиб в пустыне от теплового удара и обезвоживания организма.

Еще один украинский след в истории "Дакара" оставил Вадим Притуляк по прозвищу "Хохол". Прожив более 20 лет в Казахстане бывший спецназовец ГРУ вернулся в Украину, а в 2011 году принял участие в знаменитом ралли, поставив перед собой задачу – стать первым мотогонщиком из СНГ, кому удалось пройти всю дистанцию. И ему это удалось! Позже Притуляк презентовал собственную книгу "Мой Дакар. История одной гонки длиною в жизнь…". Сегодня на "Дакаре" украинцев нет.

ЧТО ГОТОВИТ ДАКАР-2018

Ралли-рейд-2018 состоит из 14 этапов, а за победу будут бороться более 341 экипажа в пяти разных дисциплинах – мотоциклы, квадроциклы, автомобили, UTV (Utility Task Vehicle – квадроцикл с автомобильной посадкой) и грузовики.

В сумме пилоты мотоциклов и квадроциклов преодолеют 8276 км, экипажи автомобилей – 8793, а грузовиков – 8710 км.

Стартуют гонщики в Лиме. В Перу их с первых километров поджидают пески и дюны, огромные, как в Сахаре, поэтому любая ошибка может обойтись слишком дорого. Затем пилотам придется пересекать высохшие соляные озера и подняться в горы. Перебравшись в Боливию участники ралли-марафона познакомятся со знаменитым озером Титикака и отправятся на высокогорье. После преодоления относительно легких участков гонщиков снова ожидают пески и огромные дюны. Аргентина встретит гостей каменными долинами, каньонами и грунтовыми дорогами. 20 января гонка завершится в Кордобе. За 15 дней участники "Дакара" получат всего один день отдыха.

МАРШРУТ "ДАКАР"-2018

Перу:

6 января: Лима-Писко – 272 км – СУ1 31 км
7 января: Писко-Писко – 278 км – СУ2 267 км
8 января: Писко-Сан Хуан де Маркона – 504 км – СУ3 296 км
9 января: Сан Хуан де Маркона-Сан Хуан де Маркона – 444 км – СУ4 330 км
10 января: Сан Хуан де Маркона-Арекипа – 934 км – СУ5 268 км

Боливия :

11 января: Арекипа-Ла Пас – 760 км – СУ6 313 км
12 января: Ла Пас – день отдыха
13 января: Ла Пас-Уюни – 727 км – СУ7 425 км
14 января: Уюни-Туписа – 585 км – СУ8 498 км

Аргентина :

15 января: Туписа-Сальта – 755 км – СУ9 242 км
16 января: Сальта-Белен – 797 км – СУ10 373 км
17 января: Белен-Чилесито – 485 км – СУ11 280 км
18 января: Чилесито-Сан Хуан – 723 км – СУ12 523 км
19 января: Сан Хуан-Кордоба – 929 км – СУ13 424 км
20 января: Кордоба-Кордоба – 286 км – СУ14 120 км