Жан Тодт: "Формула-1 в Украине? Почему бы и нет!"

20 апреля 2011, 10:00
Главный автомобилист мира в эксклюзивном интервью рассказал, что нужно Украине, чтобы получить Гран-при Ф-1, о нынешнем Шумахере, женщинах за рулем и каким он видит городской автомобиль через 20 лет

С ключами . Червоненко презентовал Тодту "Запорожец" 1964 года выпуска с 3333 км пробега. Фото С.Николаева

Вчера в Киеве впервые гостил главный автомобилист мира — президент Международной федерации автоспорта Жан Тодт. Встречался с главой администрации президента Сергеем Левочкиным, вице-премьером Борисом Колесниковым. Обсуждали безопасность на дорогах и развитие нашего автоспорта, который в июне ждет большое событие — этап международной серии IRC "Ялта Ралли", детище главы украинской федерации автоспорта Евгения Червоненко, по приглашению которого приехал Тодт. Червоненко удалось вчера подчеркнуто сдержанного гостя по-настоящему удивить — он подарил французу желтый "Запорожец" 1964 года выпуска с 3333 км пробега с надписью на передней части — For Jean Todt, FIA, from Evgeniy Chervonenko, FAU. Good Luck! "У меня есть логистическая компания. На днях доставим ему эту машину в Париж. Это первый украинский автомобиль. А что ему дарить? Булаву? Нет уж!" — сказал нам Червоненко.

Это были не все почести. Тодта наградили орденом Ярослава Мудрого V степени, а Червоненко добавил к этой награде золотой значок ФАУ.

Реклама

Из предложений гостя — чтобы к программе пропаганды безопасности на дорогах, которую в ФИА поддерживают Шумахер, Хэмилтон, Феттель, в Украине подключились Шевченко и Кличко. Приятная новость для болельщиков — сегодня в Киеве пройдут переговоры о трансляции нынешнего сезона Формулы-1 на Украину. Сейчас ее у нас не показывают.

Вчера вечером Сегодня|Спорт удалось взять эксклюзивное интервью у Тодта. В 19.00 он сетует, что еще не обедал, и заказывает черный чай.


Под чай. Перед интервью президент ФИА попросил черный чай

Реклама

— Мистер Тодт, вы уже знаете, что такое киевские пробки?
— Было бы неправильно судить по сегодняшнему дню (в центре Киев перекрывали движение в связи с мероприятиями по 25-летию аварии на ЧАЭС). Но я привыкший к пробкам. Большой город — большие пробки.

— Водите сами или пользуетесь услугами водителя?
— По ситуации. Я люблю машины, люблю гонки, люблю скорость. Но при этом соблюдаю все ограничения и стараюсь быть образцовым водителем-гражданином.

— Вы будете ездить на том "Запорожце", который подарил вам Евгений Червоненко?
— Однозначно. Симпатичная машина. Я польщен. Ей 47 лет! Это же история! В свободное время непременно на ней покатаюсь. Надеюсь получить удовольствие. Это очень красивое напоминание о моем первом визите в Украину.

Реклама

— Формула-1 — очень престижное, но и очень дорогое соревнование. Стоит ли Украине бороться за его проведение?
— Думаю, сейчас, наверное, не лучшее время, чтобы думать о проведении Гран-при Формулы-1 в Украине. Но есть процесс, и если все его слагаемые будут в наличии... Если страна хочет Формулу-1, нужно построить суперинфраструктуру, такую, как сейчас в Корее, Абу-Даби, Китае, Индии. Через два года будет гонка в Сочи. Вам нужно инвестировать. В Украине я всего шесть часов, но за это время я увидел у представителей вашего правительства огромное желание как развивать автоспорт, так и свести до минимума число жертв на дорогах. Что совпадает с целями возглавляемой мной организации.

— Какой вы видите машину будущего? Скажем, через 20 лет?
— Интересный вопрос. Думаю, это будет многотопливный автомобиль, возможно, с гибридной электросиловой установкой, в основном предназначенный для городской езды.

— Ваше отношение к женщинам в Ф-1?
— Я бы с удовольствием посмотрел, как женщина гоняется в Формуле-1. Знаете, женщины часто оказываются сильнее мужчин. Мы даже создали женскую комиссию в ФИА, ею руководит Мишель Мутон, одна из самых известных гонщиц в истории ралли. Те гонщицы, которые ранее участвовали в Формуле-1, не добивались наивысших достижений. Но, наверное, пока что женщины просто не гонялись в топ-командах. Я хотел бы, чтобы это произошло. Но не думаю, что мы это увидим в ближайшем будущем.

— А Формулу-1 в Украине в будущем мы можем увидеть?
— Конечно, можем. Если все ингредиенты сложатся воедино, то почему бы нет? Но на данный момент они не собраны воедино.

— Австралия и Испания жалуются, что для них Формула-1 убыточна. Реально ли Украине получить от этих соревнований прибыль?
— Ну, все зависит от страны. Если говорить о британском Гран-при, то оно доходное. Нужно еще понимать, что значит прибыльность. В таких странах, как Корея, Малайзия, Индия, Сингапур, Формула-1 дает очень сильное представление о стране в мире. Это фантастический промоушен для имиджа страны. А если это только финансовая прибыль, возможно, у некоторых стран ее нет. Но, опять же, нужно исходить из того, какую именно цель вы преследуете.

— Как вы оцениваете возвращение Михаэля Шумахера в Ф-1? Результаты его — не чемпионские...
— Шумахер — свободный человек. Он был готов вернуться, и команда была готова предоставить ему машину. Майкл (так называет его Тодт) выиграл 91 Гран-при, семь раз стал чемпионом. Для спорта его возвращение — фантастика. Но для успеха в мотоспорте нужна комбинация — очень хорошая машина и очень хороший гонщик. К сожалению, в случае с Шумахером этой комбинации пока что нет.

— Вам приходилось иметь дело с дорожной полицией?
— Когда я был моложе. Но, повторюсь, сейчас я законопослушный водитель. А когда мне было 17, нет — 18 лет, у меня на месяц отобрали права.

— Какие должны быть наказания за нарушение правил?
— Это решать не мне, но — очень суровыми. Должна быть черта, которую нельзя переступать. Например, человек, садящийся за руль выпившим, — он ведь уже не управляет собой, это уже зверь. Нужно всегда пристегиваться, нужно уважать общество.

— Кто из нынешних гонщиков Ф-1 наиболее впечатляющий?
— Гонщика не назову. А самая впечатляющая комбинация — "Ред Булл" и Феттель. А его напарник Уэббер — он ведь до последней гонки прошлого сезона претендовал на титул чемпиона. А на недавнем этапе стартовал 18-м, а к финишу пришел третьим. Но все очень быстро меняется. В этом — прелесть Формулы.

МОЗГ "ФЕРРАРИ"

Имя: Жан Тодт
Родился: 25 февраля 1946 в Пьеррфоре (Франция) Президент ФИА (Международной автомобильной федерации).

В 93-м Тодт стал директором "Ферарри", в 96-м привел в команду Шумахера и в Ф-1 началсь эпоха "красных дьяволов": 6 чемпионских титулов (1 Райкконена), 8 Кубков конструкторов.

До 1981-го Тодт гонялся в ралли, когда в роли штурмана Peugeot Talbot стал вице-чемпионом мира. Их экипаж опередил Ари Ватанен. В 2009-м Тодт взял реванш: опередил Ватанена на выборах президента ФИА.

Тодт — кавалер Ордена Почетного легиона и исполнитель эпизодической роли в фильме "Астерикс на Олимпийских играх" (2008).