За 100 лет фигуристы ускорились до 308 оборотов в минуту, сняли меха и стали носить мужчин

27 января 2016, 08:44
В спецпроекте "Назад в будущее" история фигурного катания

Костюмы нынче в фигурном катании демократичные. Фото AFP

За фигурное катание стоит благодарить голландцев, чертивших фигуры на льду еще в позднем Средневековье. Поэтому неслучайно самая простейшая, но фундаментальная фигура в катании на коньках называется "голландский шаг". Первые соревнования начались в конце XIX века. А в 1908 году "фигурка" первой из зимних видов появилась в программе... летней Олимпиады. Благо Лондон располагал искусственным льдом. В основном же фигуристы 100 лет назад состязались на замерзших водоемах, где лед с выбоинами и кочками, поэтому элементы были не сложными, и скорости вращения не особо высоки. Не то что сегодня. Рекорд по скорости вращения принадлежит российской фигуристке Наталье Канунниковой. На соревнованиях в 2006-м она двигалась со скоростью 308 оборотов в минуту. А олимпийский чемпион-1980 британец Роберт Казинс попал в Книгу рекордов Гиннесса с дальностью прыжка – в обыкновенном прыжке-акселе он пролетел аж 5,81 метра.

Нынче детей на каток рекомендуют приводить в возрасте 4-5 лет. Поэтому и чемпионы изрядно помолодели: американка Тара Липински выиграла "золото" Олимпиады в 15 лет и тут же завершила любительскую карьеру. Мэдж Сайерс в 1908-м сделала то же самое в 27. Арсенал в парном и одиночном катании тогда не сильно отличался, так что Мэдж взяла еще "бронзу", катаясь с мужем.

Значительно расширилась и география фигуристов. На первых ОИ выступали мастера конька лишь из шести стран, на Играх-2014 в Сочи – из 30-ти. Медали разыгрывают в четырех видах программы: одиночное катание у мужчин и женщин, спортивные и танцевальные пары.

Каток: от скребков до ресурфейсера

Когда почти нигде еще не существовало крытых катков, преимущество проводить соревнования по фигурному катанию имели северные страны. А первый ЧМ отдали Петербургу из-за чрезмерной популярности этого спорта в регионе. Ареной выступил замерзший пруд в Юсуповском саду.

Реклама

Размер водоема был около 2 гектаров. Восстанавливали лед с помощью скребков, полотенец, лопат и ведер воды вручную, потому фигуристы выступали на маленькой части, которую окружали зрители. При желании они могли похлопать фигуристов по спине.

Теперь фигуристы выступают на крытых аренах с искусственным покрытием. Согласно правилам, длина катка должна составлять от 56 до 60 м, а ширина – от 26 до 30 м. Температура льда -4 °С. Для максимальной прозрачности используют деионизированную воду. Для заливки катка нужно от 30 до 60 тонн воды, а для его восстановления с помощью специального комбайна, ресурфейсера – 0,35 тонны.

Дамы: укоротите юбки

Фигурное катание было самым прогрессивным видом спорта. Уже к середине XIX века одиноким мужчинам и женщинам было разрешено публично кататься вместе. Правда, на первом ЧМ отдельные соревнования среди женщин не проводили. Им можно было выступать в паре с мужчиной или с другой женщиной. Англичанка Мэдж Сайерс добилась своего участия в одиночках на ЧМ-1902, правда, среди мужчин. Женщин дискриминировали потому, что судьи из-за длинных нарядов фигуристов не видели их ноги, а Сайерс укоротила юбку до середины голени. Спустя четыре года был впервые проведен отдельный женский чемпионат.

Еще одной революционеркой в плане одежды была норвежка Соня Хэни, доминировавшая в межвоенный период. Будущая звезда Голливуда носила платья выше коленей. Сейчас дамы не стесняются в выборе нарядов, а еще фигуристки стали очень юными. Например, россиянка Аделина Сотникова выиграла ОИ в Сочи, когда ей было всего 17 лет, а Сайерс – в 27, и до сих пор остается самой возрастной.

Реклама



Одежда: "золотые" пуговицы

Вы можете себе представить фигуристов, которые вышли бы сейчас на лед в мехах и длинных пальто? А именно так выглядели они на первом ЧМ в 1896-м в Санкт-Петербурге. Мужчины должны были обязательно носить белый галстук, шляпу и панталоны. Разрешалась и вечерняя одежда, но пиджак был застегнут на все пуговицы. Дамы выступали в платьях по щиколотку, шубах и шляпах. Чтобы сильно не потеть, советовали не надевать кашне, платки или шарф.

С появлением прыжков с вращениями наряды стали полегче. Мужчины переоделись в короткие штаны или трико. Женщины же стали щеголять в юбках до середины щиколотки, что сначала считалось верхом бесстыдства.

Современные фигуристы выступают в легкой и эластичной одежде из лайкры, бифлекса, сетки, бархата, шифона. Не рекомендуются длинные юбки, потому что они могут попасть под конек во время выступления, и широкие рукава, которые скрывают пластичность движения рук. Тем не менее запрещено чересчур оголяться и слишком украшать костюмы.

Мужчины обязательно должны быть в брюках, а лосины, как и безрукавки, запрещены. С 2004-го и фигуристкам разрешено носить брюки или трико, кроме танцовщиц на льду – им до сих пор нельзя, только платье! Наряд должен отображать суть номера и образа, а также быть прочными. Например, в Сочи судьи сняли один балл за то, что у Елены Ильиных слетел кусочек платья, а на чемпионате Финляндии три года назад "золото" ускользнуло от Осси Каневро из-за оторвавшейся пуговицы.

Во время награждения – никаких рекламных лого на костюме. Можно только в ТВ-зоне и на тренировках, но не больше двух!

Номера: от акселя до балета

Если бы любители фигурного катания сегодня попали на прокат кого-то из звезд начала века, они бы здорово удивились. Никаких тебе тулупов, флипов или риттбергеров, головокружительных поддержек и рискованных трюков. На момент дебюта "фигурки" на ОИ-1908 спортсмены располагали лишь одним прыжком – коварным для большинства акселем. В конце XIX века Аксель Паульсен сенсационно прыгнул перекидной в полтора оборота.

На рубеже ХХ века в моду вошло "черчение на льду" – спортсмены придумывали специальные фигуры, которые рисовали на бумаге, а потом пытались воспроизводить узоры на льду. Фантастически рисовал россиянин Николай Панин-Коломенкин. Сохранились его чертежи 1908 года, заставившие отступить самого Сальхова! Говорят, когда швед увидел сложность элементов соперника, отказался от соревнований.



Вскоре друг за дружкой появились пять из шести главных прыжков. В 1909-м – сальхов. В 1910-м немец Вернер Ритбергер придумал прыжок имени себя. В 1913 году – лутц, подаренный австрийцем Алоизом Лутцем. Самый простой из прыжков, тулуп, родился в 1920-м благодаря американцу Мэйпсу (toe loop – "петля на носке"). Флип вошел в 30-х, но имя автора не сохранилось.

В 1952 году Баттон исполнил первый тройной прыжок – риттбергер. А после 1988-го, когда Курт Браунинг выполнил тулуп в 4 оборота, катание перешло на другой уровень. Первый четверной среди женщин – сальхов – за Мики Андо в 2002 году. Но прыжок в четыре оборота отбирает у дам столько сил, что они его не делают. Большое влияние на программу фигуристов оказало телевидение. До 1990 года одиночников мучили обязательными фигурами – "школой". Участники чертили на льду круги, показывали типы поворотов, после чего судьи изучали оставленный след. Но под давлением ТВ, считавшего "школу" скучной, ее отменили. Самое зрелищное – парное катание с его неимоверными поддержками, которые уже выполняют и женщины.

Звезда 20-30-х гг. Соня Хэни стала революционеркой в технике. В 1928 году в Лондоне она увидела выступление знаменитой балерины Анны Павловой. И под впечатлением решила избавиться от старомодного, академического и угловатого венского стиля, показывая чуть ли не балетные программы. За что 10-кратную чемпионку мира прозвали "Павловой на льду".

Есть у фигуристов и ряд запрещенных элементов. В частности, сальто. На ЧМ-1975 сальто назад впервые исполнил американец Терри Кубичка. Пораженные судьи неожиданно отдали Кубичке первое место в произвольной программе. Но элемент был слишком рискованным для здоровья фигуриста, и его запретили. На Играх-98 француженка Сурия Бонали рискнула, и была наказана за сальто снижением оценок.

Изменялось и музыкальное сопровождение, но только с сезона 2014/15 было разрешено использовать музыку с вокалом.

Коньки: Сальхов придумал затачивать желобок

В начале ХХ века привязанные к обычным ботинкам лезвия профи уже не использовали. Крепление усовершенствовали, стальные лезвия были привинчены наглухо. Главные модники катка носили кожаную обувь с высоким голенищем. Правда, потихоньку ботинки становились все короче, и на них появлялись заклепки. Каблуки тогда любили повыше. Фирменные зубчики появились только в 1906-м с подачи знаменитого Сальхова.

Реклама



Сейчас все регламентировано. Ботинок шьют из мягкой кожи, а голенище должно быть на 8-9 см выше лодыжек. Высокий каблук предпочитают танцоры на льду, чтобы лучше контролировать смену направления. Лезвия из хромированной стали. Толщина – 4 мм и 2,5 для танцоров, радиус – 11-15 мм и 9-13 мм для танцев. Полозья съемные, они изнашиваются быстрее ботинка. Чаще затачивают желобок, который быстро выравнивается, а он важен для дорожек, шагов и вращений.

Оценки: 100 лет доверия и два "золота" раздора

Шестибалльную систему оценок ввели в 1901 году. Логика была такова: каждая из обязательных фигур катания состояла из шести линий, по три на каждой ноге. Техника и артистичность оценивались отдельно.

Все изменил скандал на ОИ-2002 в Солт-Лейк-Сити. Фаворитами считались россияне Бережная/Сихарулидзе и канадцы Сале/Пеллетье. "Золото" отдали европейцам, но "кленовые листья" не смирились – жаловались и нападали на судей. Некоторые арбитры утверждали, что им говорили не ставить россиянам больше 5,8, другие – что их просили топить канадцев. Так, впервые в истории состоялось повторное награждение – "золото" получили две пары. А с 2005-го ввели новую сложную систему оценок, каждый компонент оценивают по десятибалльной шкале: базовый уровень катания, связующие элементы, хореография, прокат/исполнение и выразительность.

Ульрих Сальхов (1877-1949)
Швед – первый чемпион ОИ (1908), 10-кратный (1901—1905, 1907—1911) чемпион мира. Следующие ОИ с фигуркой прошли только в 1920 году, и уже 42-летний Ульрих был четвертым. Помимо прыжка сальхова, изобрел фигуру "крюк". Был главным судьей у мужчин на ОИ-1936, работал на радио.

Юдзуру Ханю (1994)
Чемпион последней Олимпиады и ЧМ-2014, трехкратный победитель финала Гран-при, творит на льду чудеса. Он невероятно пластичный и с легкостью делает женские "бильманы", прыгает четверной сальхов и тулуп. Японец – единственный, кто делал такой каскад: 4-й тулуп – аксель 3,5 – аксель 3,5.