Владимир Мышкин: "Победой над СССР Крейг зарабатывает всю жизнь"

20 октября 2010, 10:46
Экс-голипер сборной СССР рассказал, почему проиграли американским студентам на Олимпиаде-80, почему украинец Ширяев не задержался в "Давосе" и как работал на меховой фабрике

Фото на память. Мышкин с юными харьковскими хоккеистами. Фото М. Кучнева

Экс-голипер сборной СССР Владимир Мышкин рассказал, почему проиграли американским студентам на Олимпиаде-80, почему украинец Ширяев не задержался в "Давосе" и как работал на меховой фабрике.

— Владимир Семенович, от кого узнали о приглашении сыграть в Харькове?
— Позвонил Юрий Ляпкин (играющий тренер "Легенд" в Харькове. — Авт.) и сказал, что есть возможность поехать в Харьков. Я ответил — с удовольствием. Я ведь помню еще по союзным временам, как мы приезжали в Харьков играть. "Динамо" было нашей дочерней командой, наши московские одноклубники в Харькове играли, к нам приезжали харьковские хоккеисты. Мы помним харьковский хоккей. Жалко, что сейчас он не тот.

Реклама

— Каким запомнили с тех времен Харьков?
— Вы знаете, давно это было, стерлось уже в памяти. Помню, что жили в гостинице "Харьков". Встретились там однажды с Эммануилом Виторганом, пообщались с ним немного перед матчем. А каждый раз, когда были в Киеве, везли домой знаменитые киевские торты, сало, горилку. В Москве тогда этого было не достать.

— Какой период в карьере назвали бы самым ярким?
— Самых ярких, их, наверное, несколько. В детстве — это "Золотая шайба", когда стал чемпионом, это и дебют за первую команду. Это и Олимпиада, выигранная в 1984 году. Много было хороших моментов — я бы ни одного из них не выделял. Но больше всего, наверное, вспоминается та серия в Кубке Вызова в 1979-м, когда мы разгромили Канаду 6:0.

— Годом позже на американской Олимпиаде сборная СССР проиграла студенческой сборной США. Что произошло?
— Ну не стоит забывать, что мы тогда выиграли у них в товарищеском матче 10:3. Как-то, видимо, на подсознании отложилось, что мы можем им забить, сколько захотим. В тот вечер, как говорится, на небесах решили иначе. Те два гола, которые я пропустил, это просто несчастный случай. С другой стороны, у них вратарь Джим Крейг тащил все. Это была одна игра, которая его прославила — больше нигде он не светился. Сейчас у него своя процветающая фирма. Разрабатывает методики, как стать олимпийским чемпионом. И зарабатывает этим всю жизнь!

Реклама

— Как вы переживали развал СССР и советского хоккея?
— Я как раз был в это время далеко — уехал в Финляндию играть. А с 1993-го по 2005-й практически все время жил за границей. Лишь один год провел в России. Приехал из Финляндии и не знал, чем заняться. Посвятил это время семье, и работал простым рабочим на меховой фабрике — обрабатывал меха. Я спокойно это все перенес. Как говорится. что было, то уже не изменишь. Конечно же, я знал, что это ненадолго, и скоро я вернусь в свою привычную колею. Потом мне предложили поработать тренером вратарей, и я уехал в Швейцарию.

— Контраст между жизнью в России и Швейцарии ощутили?
— Там спокойствие, все чинно, благородно. Везде действуют законы, правила, никто ничего не выдумывает. Как есть, так и есть — живи законопослушно, да и все.

— По работе в швейцарском "Давосе" украинского хоккеиста Валерия Ширяева помните?
— Он год играл в команде, и сын его как раз начинал, только-только на коньки становился. Сейчас он уже большой и, я слышал, вроде, уже и с Валеркой играли вместе. Но Ширяева вскоре поменяли на другого нападающего, и он уехал. Ему было комфортнее там во французской части Швейцарии, он лучше французский язык знал.

Реклама

— Здоровье не напоминает о былых сражениях на льду?
— Тьфу, тьфу, травм у меня особых не было. Единственное серьезное наследие от спорта — это когда после Олимпиады-80 в Лейк-Плэсиде вернулся с язвой желудка. Потом долго с ней боролся, сейчас, вроде, победил — все нормально. Врачи говорили, что от нервных перенапряжений.

— На тренерском пороще чем занимаетесь?
— Работаю в основном с вратарями. Но попутно в Швейцарии тренировал детские, молодежные команды. После возвращения в Россию работал ассистентом тренера. Для меня какого-то особого труда не составляло влиться в тренерскую профессию. Ведь я еще, когда играл, старался анализировать, вел наблюдения, записывал все упражнения, которые со мной проводили. Так, я считаю, что эта адаптация прошла для меня безболезненно.

— Владимир Семенович, каков ваш ритм жизни сейчас?
— Определенного режима дня у меня нет: встаю, делаю разминку, катаюсь на велосипеде. Клубную работу я уже оставил, когда есть время, работаю с вратарями сборной 1994-го года рождения, провожу сборы. Помогаю Владиславу Третьяку в его "Школе вратарей". Иногда провожу мастер-классы, тренировки.

— Чем занимается ваша семья?
— Живем в квартире в центре Москвы. Супруга занимается домашним хозяйством. Старшая дочь замужем, живет в Швейцарии, работает менеджером в банке. Младшая учится на третьем курсе Московского государственного лингвистического университета. Она у меня выросла в Швейцарии, хорошо знает немецкий язык, поэтому пошла учиться на переводчика.

"БЫТЬ ЗА СПИНОЙ ТРЕТЬЯКА НЕ УНИЗИТЕЛЬНО"

Владимир Мышкин родился 19 июня 1955 года в Кирово-Чепецке. Выступал за "Крылья Советов" и московское "Динамо". Сейчас играет за "Легенд хоккея СССР", с ними и приехал на товарищеский матч в Харьков против ветеранов "Динамо". Шестикратный чемпион мира, победитель Олимпиады-84, Мышкин был не основным голкипером сборной СССР, а дублером Третьяка. "Быть вторым за спиной Третьяка для меня никогда не было унизительным, — говорит Владимир Семенович. — Сборная команда — это лучшие игроки страны, в ней нет запасных. И Виктор Тихонов нам всегда говорил, что все мы — игроки основного состава, и каждый должен выйти и вложить свою лепту в победу команды. Этот принцип был у нас в команде во все времена. Конечно, место в воротах одно, поэтому играет один вратарь и, как ни крути, кто-то больше, кто-то меньше! Но у нас не было никаких обид или косых взглядов. Он — Третьяк, я — Мышкин, и все". "Команда легенд — это ностальгия по СССР?" "В принципе да, — соглашается Мышкин, — но больше — дружеское общение, встреча со старыми друзьями, воспоминания о том хоккее. Но и принцип соревновательности жил и будет жить в нас. Поэтому всегда хочется выиграть и показать хороший хоккей!"

Владимир Куринной