Украинец на пути в Формулу-1: "На сезон в Ф-4 нужно 200 000 евро. Собрали 30 тысяч"

13 мая 2019, 17:21
Самый юный чемпион Украины по картингу Иван Пеклин рассказал, как отучил папу курить и встретился с Михаэлем Шумахером

Иван Пеклин

- Как заинтересовался Формулой-1, картингом и машинами в целом?

- С детства я увлекался автомобилями. Все игрушки – машины, по телевизору передачи про машины, с трех-четырех лет просил папу порулить. Он покупал мне журналы "Автобазар". Я мог их часами листать, знал каждую марку и каждую модель. Рос вместе с машинами, можно сказать. А в шесть лет папа рассказал, что есть такая профессия – гонщик: люди ездят на автомобилях и этим зарабатывают деньги. Я загорелся этой идеей и потянул папу на картинг. Когда мы пришли на картинг, мне было семь. Проехал не очень быстро. Но безумно понравилось, вылез из-за руля с круглыми глазами. Папа сказал: "Ты проехал хорошо, но мог бы лучше. Давай ты поправишь тут и тут".

Реклама

- То есть папа мечтал сделать из сына гонщика?

- Отец и сам хотел заниматься картингом, но в советское время карты делали сами. А идеи о том, как собрать карт, заканчивались на "можно украсть из трамвая сиденье". (Смеется.) Папе близка автомобильная тематика. Он увидел, что мне нравится, и поддержал стремление сына.

Мы начали ездить на картинг. Детская трасса в Броварах работала только в субботу, с 10 до 12. Я жил от субботы до субботы. Считал дни и ездил, ездил, ездил. На треке собирались одни и те же люди. Я ездил на порядок быстрее остальных детей. Работники трассы и некоторые родители начали говорить отцу: "Может, на соревнования пойдете?".

Реклама

Так летом 2010-го я пришел в школу картинга "Жажда Скорости" на Ипподроме. Ее проводил Андрей Хорольский, гонщик-раллист. Там уже были ребята – быстрейшие на своих трассах. Нас начали готовить как пилотов. Рассказали особенности работы с педалью и рулем. Там мы получали базу. В конце обучения проходило соревнование, на котором я занял второе место. Это был очень хороший результат, так как соперники были старше: 10-12 лет против моих восьми. Тренер затем подошел к папе и сказал, что в прокатном картинге дальше сидеть нет смысла. Так я попал в подростковый спортивно-технический клуб "Святошин". Это была полноценная команда, и именно там я впервые сел за руль профессионального карта. Карт развивал скорость около 90 км/ч, что для девятилетнего ребенка сначала было очень быстро.

- В чем отличие прокатного карта от профессионального?

- В прокатный мы можем прийти, заплатить деньги и покататься. Во избежание травм у них закрыты колеса, а пиковая скорость – примерно 60 км/ч. В профессиональных картах есть возрастные категории. Самые маленькие профи могут ездить уже в пять лет. У профессиональных картов открыты колеса, они легче и быстрее. Моторы тоже намного мощнее. У детей карты слабее прокатных, но с повышением возрастной категории мощность и скорость растут.

Реклама

- Возвращаясь к твоей истории…

- В 2011-м я попал в национальный класс "Пионер". Моторы там были от бензопил "Мотор Сич", 5 л. с. на вес 100 кг – ехал карт довольно резво. Выигрывать с самого начала, как в прокатном картинге, у меня не получалось. Сильно расстраивался после поражений. Бывало, плакал. Я, папа и тренер постоянно работали над тем, что мы сделали не так. По ходу сезона я ехал все быстрее, и к концу года мы выиграли Кубок Украины по картингу с колоссальным отрывом, причем соперники были снова старше на 2-3 года. Они уже почти вышли из этого класса.

Эта победа мне очень памятна спором с отцом. Папа курил, что мне жутко не нравилось. Мы поспорили, что если я выиграю этап чемпионата страны или Кубок, он бросит курить. Пришлось бросать. Сейчас он мне благодарен.

- А как к спорту вообще относится женская половина семьи?

- Мама переживает сильно, не смотрит. Когда начинали ездить, скорости были невысокие, она еще смотрела. Когда пошла скорость выше 100-120 км/ч, мама решила: "Все, я не буду это смотреть". Но очень сильно меня поддерживает. Бывало, с папой поработали по трассе, а с мамой – над психологическими моментами. Она у меня психолог, мы много разговариваем. Вообще, родители меня очень поддерживают. Бывало, в трудные моменты мы не ехали на отдых, чтобы я поехал на картинг. Еще у меня есть младшая сестра. Она профессиональный фотограф, но тоже любит гонки.

- Как устроен чемпионат по картингу в Украине? Это полноценные команды или сын – гонщик, а папа – механик, инженер, водитель?

- Бывает по-разному. И в детских, и во взрослых можно иметь отдельного механика. Можно иметь папу-механика, а некоторые пилоты и вовсе сами себе механики. Но это больше во взрослых классах. Чемпионат же складывается из 5-6 этапов. Этап – это полноценный гоночный уикенд: тренировки, квалификации, отборочные заезды и финал. Очки суммируются за каждый этап.

- Очки насчитываются по формульной системе или иначе?

- Немного иначе. В Формуле 20 человек только, они проезжают квалификацию и сразу гонку. А в картинге бывает, что соревнуются 100 человек. Им приходится проводить множество отборочных заездов, чтобы определить 34 лучших. Они и будут ехать финал. В Украине такого количества гонщиков нет. Мы едем квалификацию, потом два отборочных заезда, в которых определяется стартовая решетка, и финальную гонку, в которой распределяются очки.

Перед 2015 годом мы начали больше заниматься. Провели множество тестов, чтобы найти тот стиль пилотирования, с которым я бы мог ехать быстро и побеждать. Много тренировались и в итоге выкатали во мне очень специфический для Украины стиль. Я ехал по-другому, но быстро.

- Это как?

- Очень много уделяли внимания плавности. Пытались минимизировать количество движений, убрать заносы. Делали так, чтобы я ехал максимально чисто и красиво. Это принесло плоды: в 2015 году я впервые стал чемпионом Украины. Нашел свой темп, ритм. В 2016 году пришла новая проблема. Стиль пилотирования остался прежним – поменялся вес. В разных возрастных категориях свой лимит. В юниорах это 145 кг. Примерно 70 кило весил карт и столько же пилот в экипировке. А я немаленький, начал к тому времени активно расти. У нас был перевес 5 кг. Мы максимально облегчили машину, экипировку. Была защита шеи "Ханс", она весила килограмм. Мы заменили ее на поролон. Все, что можно, сняли, и все равно эти 5 кг остались.

Год в целом не задался. Первая гонка – авария, разложил машину. Потом не работал карбюратор. Затем у меня был кувырок…

- На карте?!

- Да. Меня немножко подрезали, дали в заднее колесо. Я плавно поднялся, перелетел и приземлился на колеса. Со мной, тьфу-тьфу, все хорошо, но гонку выиграть уже не смог – сильно отстал. Под конец года только смог поехать. Машину собрали как надо, сам собрался. С перевесом в пятерку был уикенд, когда я просто доминировал. В квалификации выиграл 0,4 секунды, отборы все, оба финала – уехал в бесконечность. Но по чемпионату вышло не очень: пропуски и аварии дали о себе знать.

Под конец года мы увидели, что шансов нет, и решили попробовать себя в коробочном классе – KZ-2. Это самый мощный класс, на нем единственном есть коробка. На остальных картах одна звезда стоит, из-за чего разгон идет плавно. В KZ есть сцепление, шесть передач, и от нуля до сотни он едет 3,5 секунды.

- Это без подвески, в железке?

- Да, никакой подвески, все сваренное. Отец в 2011 году попробовал на KZ проехать несколько кругов. Его впечатление: нажимаешь газ – небо, отпускаешь газ – земля. Настолько сильное ускорение, что неподготовленный человек просто не понимает, что происходит. Голова летит назад.

В 2016 году мне исполнилось 15, можно было переходить во взрослый класс. Из-за мощности KZ-2 немножко побаиваются, поэтому мои одногодки построили планы на бескоробочные классы. Из них всех я первый перешел на коробку. Поначалу была полная жесть. В животе буря, не успеваешь переключать передачи… Но несколько тренировок сделали дело. Пристрелялся и начал соревноваться с действующими чемпионами. Мне не хватало техники, мы не покупали все новое: взяли б/у машины, средний мотор – больше для опыта.

- Сколько стоит профессиональный карт?

- Все зависит от возрастной категории. Чем старше, тем дороже. Рама KZ-2 стоит примерно 3000 евро, мотор – 4000.

- То есть мотор от карта стоит дороже, чем сам карт?

- Да. Если брать тюнингованный, чтобы он ехал чуть быстрее, но в рамках правил, то это около 5000 евро. Также много расходных материалов.

- Я видел, что ты не так давно ездил на гонку Формулы-1 в Баку.

- На Ф-1 я был впервые. Моя мечта детства – стать чемпионом мира. Постоянно смотрю этапы, слушаю подкасты украинского комментатора Максима Подзигуна, очень нравится его контент. Мы даже записали с ним совместный подкаст.

А поездка в Баку началась с трудного перелета. В отеле оказались в 4:30 утра. Отдохнуть времени было мало, потому что мы решили: раз приехали на гонки, то будем с утра до вечера находиться на трассе.

- Пробовал проехать трассу на симуляторе?

- Устроено все так: стоит восемь симуляторов. Самый быстрый из восьми едет на отдельном симуляторе еще один круг. Я был быстрее всех, но с отдельным симулятором не сложилось – солнце очень светило в экран.

Затем начались сами гонки. Когда завелась Формула-2 и поехала, стоял оглушительный рев. Огонь из труб, невероятная скорость – завораживающее зрелище. А потом поехала Формула-1. Ощущение, что она едет в два раза громче и в два раза быстрее. (Смеется.) Болиды мимо тебя пролетают пулей: вжух – и все. Рядом с нашими местами они достигали пиковой скорости – 350 км/ч. Иногда было трудно цвет машины разобрать, не говоря уже про номер. После гонки фанаты выбежали на трассу, мы с сестрой к ним присоединились. Подошли к подиуму, ощутили атмосферу. Понравилось безумно. Кто не ездил на Формулу-1 и хочет – думаю, что не пожалеет. Это опыт, который нужно испытать хотя бы раз в жизни.

- Формула-4. Что это такое и как ты к этому пришел?

- В 2017-м я выиграл национальный KZ-2 как самый молодой чемпион. И в следующем году мы сосредоточились на заграничных гонках. Я проехал чемпионат мира, впервые от Украины, чемпионат Европы, чемпионат Германии и несколько гонок и кубков в Италии. Дело в том, что большинство ребят становятся чемпионами в бескоробочных классах и через год-два идут в Формулы. А вот в KZ-2 собираются ребята по 25 лет, которые там гоняют лет 20. У них огромный накат по родным трассам и другой стиль пилотирования. Тягаться с ними невозможно. Да и незачем. Вот ты знаешь, кто такой Давиде Форе?

- Каюсь, нет. Кто это?

- Форе – это самый титулованный картингист мира. Пятикратный чемпион мира. Он столько всего достиг, а мы совершенно о нем ничего не знаем. Зарплату ему большую также не платят. Потратить столько времени, денег и сил, чтобы быть хорошо известным в узких кругах? От этого никакого толку. Чтобы попасть в Формулу-1, нужно пройти предыдущие Формулы. Формула-4 – это начальный этап. Она появилась в 2013 году – это шаг ФИА в сторону четкой иерархии Формул. Перед зимой этого года я провел тесты во французской Формуле-4. Три дня мы ездили по легендарной трассе в Ле-Мане. Формула-4 – это национальный чемпионат. Если Формулы-1, -2 и -3 – это международные соревнования, то Ф-4 есть в США, Британии, Италии, Германии, Франции… Французскую Формулу мы выбрали потому, что она проходит в виде академии. Все болиды одинаковые, все механики и инженеры предоставляются Федерацией автоспорта, команд нет. Все знают настройки друг друга. Там четко можно увидеть, как едет пилот, а не машина.

- Пересесть с карта на болид. Твои ощущения?

- Разное все, начиная с посадки. В карте ты сидишь, а в болиде ты больше лежишь, причем пятая точка расположена ниже уровня ног. В болиде, в отличие от карта, есть подвеска. На поворотах казалось, что сидишь в желе. Кроме того, тут совершенно другая работа с тормозами и рулем: нужно учитывать нагрузку на каждое колесо. Ну и скорости выше: Формула-4 разгоняется до 200 км/ч.

Нас на тестах было восемь человек. У пятерых был либо полный сезон в Ф-4 за плечами, либо его часть. Остальные три – новички: я и еще два парня. Сначала не получалось, хотя из нас троих я был самым быстрым. К окончанию тестов я полностью доверился машине и показал хорошую скорость. В конце я проиграл всего 0,4 секунды человеку, который провел в Ф-4 целый год.

Главный инженер написал обо мне позитивный отчет. В нем говорилось, что я быстро прогрессирую, отлично себя веду и имею достаточную физическую подготовку: "Будем видеть Ивана в рядах французской Формулы-4".

- Как вообще становятся пилотами Формулы? Что такое лицензия пилота?

- Да, существует лицензия. Ее гонщик покупает в Федерации автоспорта. На лицензию начисляются очки за победы в различных соревнованиях. Если пилот зарабатывает достаточное количество этих очков, его лицензия превращается в Суперлицензию. Именно она дает право на участие в Формуле-1. Единственное условие: очки начисляются только за победы в соревнованиях, организованных ФИА – Международной федерацией автоспорта. Например, победа в Формуле-2 дает 40 очков – для получения Суперлицензии как раз необходимо 40 очков. После победы в Формуле-2 ты больше не имеешь права там выступать: нужно идти в Формулу-1 или куда-то еще.

Кроме очков лицензии, еще нужно иметь накат в Формуле-1. Бывает, что на каких-то этапах в какой-то из тренировочных сессий за команду выступает не боевой пилот. Так они получают возможность в будущем выступать в Формуле-1.

- Ты довольно высокий – 185 см. Рост был серьезной проблемой для ряда пилотов. Ты думал о других сериях? Ралли, DTM, гонки на выносливость?

- Сейчас мои планы – это Формула. Проблема больше в бюджете: на сезон в Формуле-4 нужно иметь 200 000 евро. Таких денег у меня нет. С помощью краудфандинга мы собрали 30 тысяч. Сейчас эта сумма остановилась, а сезон уже начинается.

- Если не сможешь поехать в Ф-4 в этом году, что будешь делать?

- В картинг точно не вернусь. Есть разные варианты: тренировки на симуляторе, прототипы… Или есть вариант, что не получается совсем. Тогда закрывать дверь и двигаться дальше. Ехать учиться за границу, получать хорошее образование. Нужно в жизни зарабатывать деньги. Или быть гонщиком и зарабатывать, или быть успешным человеком и кататься в удовольствие. Вообще, я увлечен почти любыми гонками, но моя цель – это Формула-1.

- Расскажи о своем отношении к Формуле-Е. Электрическая Формула – это хорошо?

- Я не очень активно за ней слежу, но иногда посматриваю. Мне не нравится звук, конечно. Электричка какая-то. Хотя нужно понимать, что за этим будущее. Электромашины менее вредны для окружающей среды. Рано или поздно человечество откажется от бензиновых двигателей, нужно спасать планету.

- Ты можешь представить Формулу-1 электрической?

- Пока еще сложно. До этого еще как минимум лет 10. Но думаю, что это возможно.

- В прошлом году Ф-1 транслировалась по Первому Автомобильному. В этом с украинского телевизора исчезла. Где ты смотришь гонки?

- Есть официальное приложение Формулы-1, где можно по подписке смотреть гонки. Кроме того, существует сообщество F1UA, которое устраивает просмотры гонок в городах Украины в пабах. В Киеве на Печерске собираются фанаты Формулы и смотрят этапы с живым комментарием Макса Подзигуна. Очень классная, драйвовая атмосфера. Аудитория Ф-1 не такая большая, как у футбола или бокса, но это легко поправимо. Взять хотя бы Польшу. Когда Роберт Кубица гонял в Формуле-1, ее смотрела вся Польша. Как только он попал в аварию, все пошло на спад: и интерес, и развитие самого спорта в стране. Сейчас, когда он снова пилотирует, в Польше нельзя включать радио — там только и слышно про Кубицу.

Когда в Формуле появится свой человек, за которого можно болеть, интерес страны очень сильно поднимется. Автоспорт – очень зрелищный вид. Но все упирается в деньги. Очень много пилотов Формулы-1 или Формулы-2 росли в богатых семьях. Стролл, например, которому отец вообще команду купил. В Формуле-2 сейчас ездит Хуан Мануэль Корреа, я ездил с ним в картинге в одной команде. Просто у него папа – президент Эквадора. Когда есть бюджет – можно ехать, в общем.

Сейчас я ищу спонсорскую поддержку. Еще есть вариант попасть в программу поддержки молодых пилотов "Феррари", "Ред Булл" или "Мерседес". В Формуле-4 небольшая аудитория. Но в Формуле-3 она больше. В Формуле-2 еще больше. А в Формуле-1, чтобы приклеить наклеечку на болид, нужно заплатить 10 миллионов евро. Аудитория исчисляется сотнями миллионов. К сожалению, много копаний или игнорируют, или говорят: "Давайте у вас что-то пойдет – мы подключимся". Когда ты на вершине – стоит очередь из спонсоров, но помочь дойти до этой вершины пока нет желающих. Но мы не опускаем руки – множество людей выражают слова поддержки и помогают финансово. Бывает, что у человека не очень много денег, но он жертвует 100 гривен со словами: "Я верю в тебя, ты можешь". Такие люди очень вдохновляют и мотивируют. Нужен толчок, чтобы показать европейским командам, что я могу ехать быстро и побеждать – тогда, уверен, все подтянется.

УЧЕБНИКИ НА ГОНКАХ, БОКС И ВСТРЕЧА С ШУМАХЕРОМ

Иван Пеклин родился 23 октября 2001 года в Киеве. В 16 лет стал самым молодым чемпионом Украины по картингу, мастер спорта. Участник тестов Формулы-4.

Ивану удается совмещать гонки и обычную жизнь подростка. Учеба тоже не страдает: "С детства я был постоянно в разъездах, но оценки всегда были хорошие. Папа однажды сказал: "Будешь плохо учиться – не будем ездить". Я брал учебники на гонки. Учителя поражались, одноклассники тоже: и выигрывать успевает, и учиться хорошо, еще и гулять с друзьями. Мне очень нравится большой теннис, хоть и не выходит часто поиграть. Раньше занимался боксом: считаю, что каждый должен уметь постоять за себя и близких. К сожалению, забросил, потому что 2018 год был слишком насыщенным. Еще я очень люблю путешествовать и читать книги. Вообще в 11-м классе большое хобби – это учеба (смеется). Скоро ВНО, прохожу дополнительные курсы. Усердно готовлюсь".

Кумир Ивана – Михаэль Шумахер, и у них есть совместное фото: "За пару месяцев до его трагедии мы были на тестах в Италии. Шумахер приехал с сыном Миком. Сейчас Мик в Формуле-2, а тогда ездил в картинге. Михаэль приезжал и помогал сыну. Отец случайно его увидел, а я попросил сфотографироваться".

Напомним, что на выходных состоялся Гран-при Испании, где команда "Мерседес" оформила пятый дубль в сезоне.