Украина vs Польша: готовность к Евро-2012

14 июня 2011, 07:42
У нас лучше обстоят дела со стадионами и аэропортами, а в Польше — с умением развлекать гостей.

Ситуация со стадионами в Украине лучше, чем в Польше, а вот принимать гостей нам надо учиться. Фото AFP

На прошлой неделе 46 журналистов со всей Европы изучали ситуацию с подготовкой к Евро-2012 в Украине и Польше. Тур по принимающим городам организовал УЕФА, он был скоротечным (восемь городов за пять дней) и не давал возможности изучить ситуацию полностью.

В несколько выигрышном положении были украинские и польские журналисты — мы могли сравнить представляемую картинку с реальной у себя, поляки — у себя. Англичанам, немцам, итальянцам, испанцам и т. д. пришлось довольствоваться тем, что им предложили местные оргкомитеты. Но даже из этого, а главное — из увиденного собственными глазами, можно было сделать определенные выводы.

Реклама

СТАДИОНЫ: А УКРАИНА-ТО ЛУЧШЕ!


Варшава. Главный польский стадион срывает сроки сдачи еще больше, чем "Олимпийский". Фото: Д. Коротков

Выводы из увиденного оказались далеко не во всем удручающие для Украины. Мы привыкли к тому, что постоянно критикуем свою власть за срыв подготовки стадионов и аэропортов, представляя польскую ситуацию в розовом свете. Увидев ее лично, могу смело сказать: ситуация со стадионами и аэропортами в Украине лучше, чем в Польше.

Реклама

Начнем с того, что у нас уже два действующих стадиона (в Донецке и Харькове), а у поляков — лишь один (в Познани). При этом "Донбасс-Арена" даже на видавших виды западноевропейцев произвела неизгладимое впечатление, не испарившееся и после посещения всех остальных арен. Что касается харьковского и познаньского стадионов, это арены приблизительно одинакового — крепкого европейского — уровня: иностранцев не поразили, но и в грязь лицом не ударили.


Вроцлав. Арену обещают ко 2 сентября, но в Польше этому не верят. Фото: Д. Коротков

У остальных пяти стадионов одна и та же проблема — срыв сроков реконструкции или строительства. Срыв не критический — УЕФА тревогу по этому поводу не бьет (по крайней мере, пока). Но весьма характерно: гданьский стадион 9 июня должен был принять дебютный матч — товарищескую встречу сборных Польши и Франции, — однако в последний момент ее перенесли в Варшаву, на стадион "Легии". Как нам объяснили, на гданьской арене есть мелкие недоделки. "Мелкими недоделками" оказались практически неготовые подтрибунные помещения. Снаружи стадион — в идеальном состоянии, однако в раздевалках, барах и прочем — голые бетонные стены. Скорее всего, за пару месяцев это все закончат, но все же было удивительно: почему, зная о таких проблемах, матч сборных из Гданьска в Варшаву перенесли лишь в первых числах июня? По словам польских журналистов, которые пишут на эти темы, в основном, из Варшавы, дело в том, что гданьский оргкомитет давал приукрашенную картину подготовки, и даже они (журналисты) были убеждены, что этот стадион практически готов.

Реклама


Познань. Единственный польский стадион, который уже готов. Фото: Д. Коротков

О готовности львовского, киевского, варшавского и вроцлавского стадионов сказать что-то сложно. Все четыре обещают сдать осенью, и до сих пор они в непрезентабельном состоянии. Лучше других ситуация во Вроцлаве, где уже готовы трибуны (без сидений) и крыша; его хотят открывать 2 сентября — уже назначено грандиозное автошоу, среди почетных гостей которого, кстати, значится Виталий Кличко. Однако польские журналисты о планах вроцлавцев отзываются скептически и готовятся к тому, что автошоу пройдет в Варшаве. Снова на арене "Легии".

Главная варшавская арена — "Стадион народовый" — находится в той же ситуации, что и наш "Олимпийский": сроки сдачи сдвинуты на два месяца, на конец осени. Причем, если киевлян подвели немецкие поставщики, то варшавяне прокололись сами: при проверке объекта по параметрам безопасности оказалось, что одна из лестниц, ведущих на трибуну, может не выдержать больших масс зрителей. И теперь ее нужно будет делать заново.

"ЧАСТНИКИ" НАДЕЖНЕЕ. По итогам просмотра всех стадионов получился весьма интересный вывод: в лучшем состоянии находятся те, которые строились на частные деньги. Их всего два — "Донбасс Арена" и "Металлист-Арена". Остальные строились за счет государственного и городских бюджетов — и только познаньский уже готов. Правда, на почти готовом гданьском стадионе смогли вернуть часть госсредств, продав его название частной компании — теперь это "PGE-Арена". Как известно, такая идея обсуждается и во Львове, но пока это лишь неофициальные и не очень серьезные разговоры.


УЕФА. Евробоссы Инфантино и Каллен о сроках не беспокоятся. Фото: Д. Коротков

Ситуация с аэропортами похожа на ситуацию со стадионами: новые терминалы тоже финансируются, в основном, из госбюджетов, а потому до сих пор не готовы. Исключение — харьковский аэропорт, где, кроме госбюджета, были задействованы деньги хозяина "Металлиста" Александра Ярославского: там новый терминал уже принимает пассажиров, и из него вылетал чартер с журналистами. При посещении новых терминалов в остальных городах журналистам приходилось надевать строительные каски и жилеты.


Гданьск. Стадион внешне выглядит полностью готовым, но...

А вот в Гданьске новый терминал вообще не посещали — посещать нечего: на его месте лишь расчищенная площадка и немного строительной техники. По словам поляков, местная власть долго не могла получить разрешение на строительство, так как не были соблюдены какие-то экологические нормы. В конце концов, разрешение было получено, но теперь уже можно не спешить — к Евро-2012 терминал точно возвести не успеют. Впрочем, и на этом УЕФА внимание не акцентирует: вполне возможно, что Гданьск сделают базовым городом сборной Германии, а ее болельщики смогут добраться в бывший Данциг и на автомобилях.


Тоже Гданьск. Вот с такой готовностью хотели проводить матч

Кстати, Гданьск "отличился" и по еще одному пункту — дорогам. Казалось бы, это только наша беда — недаром один из руководителей УЕФА, Мартин Кален, сказал, что в Украине только 24 км хороших дорог — от Киева до аэропорта "Борисполь". Однако единственная серьезная пробка, в которую попали журналисты, была в Гданьске, как раз по пути из аэропорта в город — именно эту трассу сейчас реконструируют. К Евро-2012 ее, конечно, закончат, однако в памяти западноевропейцев Гданьск, видимо, так и останется городом с жуткими пробками.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПОД ПЕСНЮ БАРЫКИНА

Если со спортивной и авиаинфраструктурой у нас все совсем неплохо (по крайней мере, на фоне поляков), то в остальном все идет почти как в песне: "Первым делом, первым делом стадионы, ну а зрители, а зрители — потом". Возможность сравнить восемь городов Евро-2012 показала: принимать гостей у нас не умеют.


Есть что показать. Презентация в Гданьске — в здании XV века

Исключение составил лишь Львов — ему и есть что показать, и с интуристами тут работают давно и плотно. Потому западным журналистам предоставили весьма качественную туристическую программу — с экскурсией по городу и посещением ресторана в историческом месте. Тут стоит отметить: Львов был первым пунктом программы УЕФА, и потому на его фоне остальные украинские города смотрелись явно хуже.

ЗАРНИЦА ДЛЯ ЗАПАДА. Вторым пунктом программы был Донецк. Который приятно поразил западноевропейцев "Донбасс Ареной" и неприятно — всем остальным. Понятно, что столице Донбасса в силу исторических причин архитектурных шедевров немного, но даже то, что есть, было ужасно представлено "гидами" во время автобусной экскурсии.


Ноу-хау из Донецка. На примере палатки в чистом поле иностранцам объясняли, как будут жить болельщики

В принципе, иностранцы, по их словам, с самого начала были настроены на посещение Украины как экзотической страны. Но в Донецке превзошли даже это их представление, когда по дороге из аэропорта автобусы остановили… в чистом поле. Через чистое поле была проложена красная ковровая дорожка, которая вела к одиноко стоящей вдалеке палатке. Шокированным иностранцам представили это как донецкое ноу-хау — мол, в поле хотят сделать кемпинг для малобюджетных туристов, который должен компенсировать недостаток хостелов. Непривыкшим к советским "зарницам" журналистам из западных стран такая идея привлекательной не показалась. Тем более, когда еще и оказалось, что за койку в таком "хостеле" нужно будет платить 25 евро.

Непонимание того, с кем придется иметь дело, сказывалось и в других городах. Так, в Харькове подготовили видеопрезентацию города на английском, а кадры, рассказывающие об аэропорте, сопровождались песней Александра Барыкина "Аэропорт". Что ею хотели сказать немцам или итальянцам, непонятно.


Харьковский Ленин пользовался у иностранных журналистов большой популярностью

УЧИТЬСЯ И УЧИТЬСЯ.Харьков и два польских города — Варшава и Познань — оказались в плане презентации в невыгодном положении: в эти города пул журналистов прилетал утром и улетал через четыре-пять часов. То есть они были лишены возможности организовать вечернюю программу с ужином, которая улучшила бы настроение иностранцев. Тем не менее, Познань смогла скрасить и эти часы, сократив до минимума обязательную программу (посещение стадиона, аэропорта и фан-зоны, презентация) и дав возможность журналистам посидеть в кафе и прогуляться по историческом центру. Варшава ничем не запомнилась: стадион, презентация — и в самолет. А вот Харькову грозило отрицательное впечатление — тянучки на дорогах, мало архитектурных достоинств и монотонный доклад мэра Геннадия Кернеса.


Ярославский. Его европейцы запомнили особо

Спас Первую столицу Александр Ярославский. Придя на презентацию в расстегнутой белой рубашке, он сначала вообще не собирался выступать. Но когда его начали спрашивать об инвестициях в Евро-2012 в Харькове, он загорелся, начал отвечать живо, чем и привлек к себе внимание журналистов. И это внимание так понравилось хозяину "Металлиста", что он не только сопровождал делегацию на стадион (как и было задумано по плану), но и по своей инициативе повез ее на клубную базу, приехал с нами в аэропорт, лично обнимал журналистов перед посадкой в самолет и даже после посадки зашел в салон еще раз попрощаться. "Какой душевный, однако, человек", — удивились иностранцы.

Киев выглядел на удивление бледно. Городу есть что показать, и ужин в ресторане иностранцам устроили неплохой, однако, видимо, ожидания от столицы Евро-2012 были у западных журналистов завышенными. Не то чтобы Киев им не понравился, — просто не впечатлил. А на следующий вечер более скромный Вроцлав устроил шоу с музыкой и фонтанами в честь того, что до Евро-2012 остался один год. И показал, что на самом деле культурную программу можно организовать даже без выдающихся исторических памятников. Нужно только знать, чего хотят иностранные болельщики.