Убийственные гонки: в черном списке "Дакара" даже основатель ралли. Инфографика

18 января 2016, 09:32
На знаменитом ралли регулярно погибают гонщики и болельщики

Так погиб Тьерри Сабин

О самом известном ралли планеты – "Дакаре" – принято говорить в превосходной степени: самое протяженное по времени и расстоянию, самое сложное, самое опасное. Последний эпитет требует уточнения – смертельно опасное. Уже больше семи десятков смертей. Причем подстерегает костлявая не только самих гонщиков. В этом году рок преследовал внедорожник Лионеля Бо. Сначала француз сбил насмерть зрителя на трассе в Боливии. А спустя три дня грузовик перевозил машину Бо в Аргентину – и по дороге попал в ДТП, унеся еще одну жизнь.

ПЕРВАЯ ЖЕРТВА. Печальный список был "распечатан" уже в год дебюта ралли в 1979-м, когда разбился французский мотоциклист Патрик Доден. Сразу после старта 9-го этапа в Агадезе (Республика Нигер) он принялся на ходу поправлять расстегнувшийся шлем, и в этот момент на кочке его выбросило из седла на камни: перелом черепа, кома и смерть.

УПАВШИЕ С НЕБА. В 1986-м смерть настигла самого организатора и вдохновителя "Дакара" – французского бизнесмена и мотогонщика Тьерри Сабина: его вертолет потерпел катастрофу в Мали. Винтокрылая машина не была оснащена оборудованием для ночных полетов, и с наступлением темноты пилот посадил ее в пустыне за 22 км от лагеря очередного этапа ралли – городка Гурма-Рарус. Тьерри по рации вызвал машину, которая могла бы их забрать. Но когда возле них притормозил один из участников гонки – Пьер Лартиг, будущий трехкратный победитель ралли, в то время выступавший на советской Lada Niva, Сабину в голову пришла сумасшедшая идея. Он договорился с Лартигом: "Поезжай со всеми включенными огнями – станешь нашим маяком, а мы полетим следом на бреющем полете". Пилот Франсуа-Ксавье Банью был против такой безумной затеи, но кто платит, тот и заказывает музыку. Иногда – похоронную. Через 14 км такого квеста вертолет, летевший на предельно низкой высоте, зацепил одним из полозьев верхушку дюны, из-за чего его развернуло и отбросило на 150 м – прямо на одинокую старую акацию, а рикошетом от нее – на землю. Лартиг, ставший свидетелем аварии, остановился, но к месту падения приблизиться не решился – сильный запах керосина говорил о вероятности взрыва. Впрочем, как позже выяснилось, это уже было ни к чему – все находившиеся на борту (Тьерри, пилот, а также радист Жан-Поль Лефюр, журналистка Натали Оден и певец Даниэль Балавуан) погибли сразу... Причем ровно за год до этого вертолет с Сабином уже побывал в аварии, но тогда все обошлось. Ныне под той акацией лежит белый камень с мемориальной табличкой.

СУДЬБА-ЗЛОДЕЙКА. Спустя неделю после гибели Сабина на ралли случилась еще одна нелепая смерть. Итальянский мотогонщик Джампаоло Маринони упал на дистанции, но, несмотря на полученные травмы, добрался до финиша. Его отправили в госпиталь в Дакаре, где во время переливания крови внесли инфекцию – и через два дня итальянец скончался от заражения. В 1992-м француз Жиль Лале, победитель "Дакара"-1989, погиб под колесами... автомобиля медицинской службы. А причиной смерти его соотечественника Лорана Генгана в 1996 году и вовсе стало боевое ранение – его грузовик подорвался на мине на линии разграничения между армией Марокко и повстанцами Фронта Полисарио.

ВЕЗУНЧИК ТЭТЧЕР. К счастью, не все происшествия на "Дакаре" приводят к летальному исходу. Иногда случаются и весьма забавные случаи. Так, в 2010 году в Чили мотоцикл Анни Сил свалился в оказавшийся на пути 5-метровый могильник, сама шведка успела выскочить из седла перед раскопкой археологов. В 2013-м француз Давид Кастро на своем мотоцикле столкнулся с... коровой. А самый известный хеппи-энд в истории гонок датирован 1982 годом, когда в Алжире сбился с курса и потерялся экипаж Марка Тэтчера, сына премьер-министра Великобритании. Их "Пежо 504" был обнаружен в 50 км от трассы лишь на четвертый день поисков, но все трое членов экипажа не пострадали.

МЕРЫ. При этом меры безопасности на "Дакаре" все усиливаются. Скорость для автомобилей техобслуживания ограничена до 120 км/ч, а в населенных пунктах – до 50 км/ч. В этом году 35 человек дежурят в "командном пункте" ралли-рейда; 16 машин скорой помощи и 5 воздушных транспортеров, 30 медработников в полевом госпитале, 30 сотрудников агентства нацбезопасности Аргентины – на протяжении маршрута... И, тем не менее, без происшествий не обходится практически ни один этап "Дакара".