Первые гонщики Формулы-1 отбирали друг у друга болиды

2 сентября 2010, 09:38
60 лет назад итальянец Фарина выиграл первый чемпионат, а немец Штук к Формуле-1 готовился во Львове

Полная инфографика - внизу страницы

В эту пятницу исполняется 60 лет с тех пор, как был назван первый чемпион мира в Формуле-1. В начале сентября 1950 года 29 гонщиков собрались в итальянской Монце, дабы поставить точку в первом сезоне гоночной суперсерии.

Соревнования на автомобилях стали проходить, как только машины вышли в серийное производство. Уже с начала прошлого века этапы Гран-при были по всей Западной Европе, а также в Штатах, Аргентине, Ливии, Марокко. С 1930 по 1933 года ведущие пилоты гонялись даже во Львове, тогда входившем в состав Польши. В 1931 году львовский этап выиграл знаменитый немец Ханс Штук (потом три сезона выступал в Ф-1) — отец Ханса-Йоахима Штука, в прошлом гонщика Формулы-1, а ныне известного эксперта и телекомментатора.

Реклама

Затишье наступило во время Второй мировой войны, а после 1945-го состязания возобновились. Но они носили хаотический характер, и навести порядок из хаоса предложил бывший пилот "Феррари" Антонио Бривио-Сфорца. На заседании ФИА он внес предложение об организации чемпионата среди гонщиков на машинах Формулы А, с четко прописанными правилами и формулой определения победителя. А чтобы состязание получило мировой статус, Бривио-Сфорца решил включить в календарь гонку "500 миль Индианаполиса", которая проходила по своим правилам.

Впервые моторы загудели на чемпионате Формулы-1 (А заменили на единицу) 13 мая 1950 года в британском Сильверстоуне. Посмотреть на рождение самой престижной гоночной серии пожаловал даже король Великобритании Георг IV с супругой. На старт вышли 23 пилота из 17 команд. Первую гонку в упорной борьбе, опередив всего на 2,6 секунды Фаджиоли, выиграл 43-летний итальянец Нино Фарина. Пилоту "Альфа Ромео" суждено было стать и первым чемпионом Королевских гонок.

Решающая битва прошла 3 сентября в Монце. Титул между собой должны были разыграть Фарина и Хуан-Мануэль Фанхио. Квалификацию выиграл Фанхио. Но гонка не сложилась для аргентинца, который впоследствии выиграет пять титулов. Сначала на его болиде сломалась коробка передач, а потом сдал двигатель на машине Таруффи, которую "арендовал" Хуан-Мануэль — и титул достался Фарине.

Реклама

Надо сказать, что в те времена правила в Ф-1 были дикими. До конца 50-х годов после поломки пилотам разрешалось забирать машину у партнера по команде и продолжать гонку. Очки, набранные несколькими гонщиками, сменявшими друг друга, делились поровну. Система начисления баллов была следующей: 8-6-4-3-2 плюс 1 очко за быстрый круг в гонке. В итоговой классификации первого чемпионата учитывались лишь четыре лучших результата из семи Гран-при сезона.

НАША ЭРА. За 60 лет в Формуле-1 много чего изменилось. Главное достижение Королевских гонок — безопасность. Если раньше любая серьезная авария заканчивалась летальным исходом, то после гибели Айртона Сенны в 1994-м серьезно поменяли правила. Изменена конструкция кокпита, которая защищает пилота при боковых ударах. Гонщики одеты в спецкостюмы, которые около минуты выдерживают открытый огонь, а также в белье, подшлемники, обувь и перчатки из негорючих материалов. Шею спортсменов, подвергающуюся во время аварий огромным нагрузкам, бережет система защиты шеи и головы HANS. Июньский пример из Валенсии — на скорости 305 км/ч Марк Уэббер врезался в Ковалайнена, сделал мертвую петлю и влетел в отбойник. Ни царапинки.

А вот кадровая схема в Ф-1 за полвека не изменилась. Есть богатые пилоты, которые покупают места в командах — так им хочется гоняться! И есть богатые команды, которые покупают гонщиков — чтобы побеждать. Разница лишь в суммах. На заре Ф-1 место в кокпите стоило пару десятков тысяч долларов, а гонорары пятикратного чемпиона Фанхио были по 100 тысяч в год. Сейчас — спонсоры Виталия Петрова платят за его место в "Рено" 15 млн евро в год, а двукратный чемпион Фернандо Алонсо в "Феррари" получает 30 млн...

Реклама

Чемпион-1950 vs лидер сезона-2010 (кликните для увеличения):