Олимпийский чемпион Айвазян: "Стрельба – это транс"

14 января 2014, 10:41
Артур Айвазян олимпийский чемпион Пекина — о психологии и оружии к Рио-2016

Артур Айвазян. "В спорте стреляют не глазами, как на улице, а ощущениями. Это похоже на медитацию". Фото из архива А. Айвазяна

Сегодня, 14 января, выдающемуся крымскому спортсмену, стрелку Артуру Айвазяну исполняется 41 год, с чем мы его искренне поздравляем и желаем новых побед. А накануне "Сегодня" побывала у олимпийского чемпиона в гостях, расспросив о самом памятном дне в его спортивной карьере. К своему "золоту" крымчанин шел больше 20 лет. "Перед выступлением гуляю по олимпийской деревне, вдруг подходит тренер из другой команды и говорит: "Артур, хочу тебе фотографию подарить, сделал еще полгода назад на соревнованиях в Милане и до сих пор не мог отдать", — вспоминает стрелок. — И дает снимок, где я стою на первом месте! Я поставил фото на тумбочку и в течение дня часто думал о нем, смотрел, пытаясь понять, что это мое естественное состояние. В общем, как-то все было по-другому, не так, как на других Играх. Неизменным осталось только то, что в ночь накануне ответственного старта я очень плохо спал".

НА ВОЛНЕ. К Пекину-2008 Айвазян готовился усердно. "На Олимпиаде в Сиднее-2000 у меня было пятое место, в Афинах-2004 — седьмое. Я долго копался в себе, пытаясь понять, что не так, и понял, что мне не хватает психологической уверенности. Чтобы выигрывать медали, нужно не бояться их брать, нужно иметь чемпионское мышление, — делится стрелок. — Начал заниматься психологией, прошел курсы личностного роста. Часто визуализировал победу. На тренировке представлял, что это — олимпийская стрельба". За полгода до начала Игр Айвазян поехал в Америку на сборы. "Тогда первым в мировом рейтинге был американец Мэтью Эмонс, — говорит крымчанин. — Я поехал с ним потренироваться, подумав: если выиграю, мне не составит труда одержать победу и в Пекине. Он был на волне успеха, и мне нужно было заразиться этой волной. В итоге он стал вторым".

Реклама

Наш спортсмен выбил 599 очков из 600 возможных, повторив свой успех на чемпионате мира в 1994-м. "Волнение есть всегда, но важно абстрагироваться от внешней суеты — криков болельщиков и вспышек фотокамер, — говорит чемпион. — Важно переждать момент, когда зашкаливает частота сердцебиения, и когда мушка бьется в такт сердцу, которое выдает 200 ударов в минуту. Нужно дождаться не таких быстрых толчков. В стрельбе лежа я научился делать выстрел между ударами сердца".

На вопрос, что в нем изменилось, когда стал чемпионом, Айвазян отвечает: "Все. Я радовался, что получилось. Затем наступила пустота — теперь к чему идти? Но тяжелее всего напряжение, которое возникает, когда боишься не оправдать ожиданий. Так произошло и с Леной Костевич, когда в 2004 году в Афинах она выиграла — в стрельбе из пистолета вышла в финал восьмой, а потом, обогнав всех, стала первой. И в Пекине через четыре года от нее уже ждали только победы. Во всех газетах писали, мол, можно считать, что медаль уже в кармане. И Лена провалилась. Но к Лондону-2012 взяла себя в руки, завоевала там две "бронзы". Вот и для меня Игры-2012, следующие после чемпионских, стали неудачными". Спортсмен признается, что кроме страха не оправдать надежд, возникли еще и технические проблемы: фирма "Вальтер" не смогла предоставить хорошую винтовку. А в подобных видах спорта важен не только уровень подготовки стрелка, но и технический аспект. Потому, несмотря на то что когда-то он стал чемпионом именно с их оружием, Айвазян прекратил сотрудничество с немцами и приобрел винтовку швейцарской фирмы "Блейкер". "Теперь привыкаю к ней, узнаю, — говорит он. — К Олимпиаде-2016 в Рио-де-Жанейро буду готовиться с ней".

В арсенале стрелка одна винтовка, потому что "оружие подобно скрипке", а стрельба — это "спорт на ощущениях". И спорт весьма недешевый. Цена винтовки — 8,5 тыс. евро, патронов на год нужно 20—30 тысяч штук, по деньгам это еще столько же.

Реклама

ЗА БРАТОМ. Уроженец Еревана Айвазян с детства был очень спортивным мальчиком. И ему было не так уж важно, каким видом спорта заниматься. "В третьем классе я увлекся легкой атлетикой, — рассказывает он. — Ходил на байдарку, а вслед за старшим братом записался на стрельбу. Он на винтовку — и я на винтовку. Никто о пистолете даже и не думал". Поскольку посещать все секции юный спортсмен не успевал, пришлось выбирать. Вместе с байдаркой хотел было и от стрельбы отказаться, но тренер, придя домой, убедил родителей, что их сыну нельзя бросать винтовку. Первая серьезная медаль — чемпионата ДОСААФ среди взрослых. "Я привез в школу медаль уровня страны, — вспоминает стрелок. — Об этом напечатали в газете, я попросил, чтобы указали фамилию директора. Сразу учиться стало проще (смеется). Хотя пока не было спорта, я был отличником". Родители всегда поддерживали сына. В 17 лет отпустили во Львов — на учебу в тамошнем инфизе, где тогда была лучшая база в Союзе. "В 1997 году мой, ныне покойный, тренер Вадим Семенович Клименко пригласил меня в Крым. Уже в 1998-м мы взяли "золото" ЧМ в командных соревнованиях. Так здесь и прижился, — говорит Айвазян. — Свои последние семь лет мама жила здесь, со мной. Все родственники в Армении, из-за плотного графика редко вижусь с ними. Но с братом Андроником — тренером сборной команды по стрельбе, встречаемся на чемпионатах мира. Он хоть и старший, но к советам моим прислушивается".

АЙВАЗЯН: "СТРЕЛЬБА ЭТО ТРАНС"

Реклама

Холостяк Артур Айвазян любит путешествовать. Обожает Таиланд. После того, как пожил в этой стране пару лет, уже три года не ест мяса. И коллекционирует фигурки слонов. Верит в Бога, а не в приметы и суеверия. Говорит, главное, чтобы был порядок в голове и в душе, и чтобы совесть была чиста. А вот везение и случай, по убеждению чемпиона, это конечная, жирная точка, которая дается свыше после долгой и кропотливой работы. "Иногда бывает так: показал какой-то результат, но считаешь, что мог бы лучше, смотришь на таблицу результатов, а ты там первый, — поясняет он. — А бывает наоборот: вроде сделал все, что мог, справился с ветром, но, увы, даже не попал в финал. Нужно думать не о победе. Стрельба — это некий транс, медитация. Если думать о медали, о гонораре, то удачи не будет".

И даже после выигрыша олимпийского "золота" нет гарантии, что будут выполнены обещания со стороны властей. "В Крыму вопрос с жильем для чемпионов не решен, квартиру мне так и не дали, — говорит стрелок. — Вообще, в Украине стрелковый вид спорта находится в плачевном состоянии. И это несмотря на то, что стрельба принесла уже немало олимпийских медалей. И в Крыму есть талантливые ребята: треть сборной страны — это выходцы из нашей ДЮСШ по пулевой стрельбе имени Клименко. Но дети там тренируются в разрухе".