Назад в будущее: история и трагедии благородного спорта – фехтования

26 июля 2017, 11:09
Украинские фехтовальщики учат весь мир своему "закидону" и ставят трюки для исторических фильмов

За зрелищность фехтование, которое Мольер окрестил "искусством наносить уколы, не получая их", ценили еще в Древней Греции и Римской Империи. Сам Гай Юлий Цезарь разработал "фехтовальные" правила для своих воинов. В Средние века любой уважающий себя рыцарь и дворянин должен был мастерски владеть клинком. Фехтование считалось "благородной рыцарской страстью", а простолюдины сражались на палках, оббитых железом, и алебардах. Родина фехтования, как искусства владения шпагой и рапирой, — Испания, где начали производство знаменитых, легких и прочных, толедских клинков. В 1517-м в Италии вышло первое пособие по фехтованию Мароццо.

Спортивное фехтование берет начало в XIV—XV вв. в Италии и Германии. Тогда появилось легкое и безопасное оружие, рапиры, и сборник правил единоборства, ограничивающий поражаемую поверхность. В конце XVII века во Франции сложились его принципы. Впервые соревнования в современном виде прошли в 1886-м в Будапеште по случаю тысячелетия основания Венгерского государства. Страстным любителем дуэлей клинков был Пьер де Кубертен, возродивший Олимпиаду, поэтому фехтование — один из четырех видов, представленных на всех Играх с 1896-го. В 1900-м на ОИ в Париже при присуждении победы учитывалось качество и количество полученных и нанесенных уколов. Турниры проводились по круговой системе: определяли топ-16, затем два полуфинала и финал из 8 спортсменов. В каждом виде оружия был свой оргкомитет и призовой фонд. Профи получали деньги, а любители — произведения искусства на указанную сумму. Самая денежная была рапира: 5000 победителю (15 000 евро) в профи и предмет искусства на 2000 франков любителю. В шпаге оба "золота" ушли к французу Альберу Айя. В 1913-м в Париже основали Международную федерацию. Женщин допустили к ОИ с 1924-го, но до 1970-х они фехтовали фактически только самым легким оружием, рапирой. Сегодня соревнуются на рапире, шпаге и сабле на фехтовальной дорожке из электропроводящего материала, шириной 1,5—2 м и длиной 14 м, изолированной от регистрирующего уколы и удары аппарата.

Реклама

ОДЕЖДА: ОТ КОЖИ И РОГОЖИ ДО КЕВЛАРА И 800 НЬЮТОНОВ

Если специальной одежды для фехтования поначалу не требовалось — удобная куртка, стеганый колет, не сковывающие движения бриджи, то в XVII веке во Франции заговорили о защите лица, поспособствовав появлению первых масок из проволоки. Их корпус начали делать из кожи, торс защищал широкий кожаный пояс. В царской России 1 мая 1913 года для спортсменов ввели спецформу: куртка белого, палевого или серого цвета из толстой рогожи или парусины подбивалась изнутри со стороны вооруженной руки толстым брезентом. Рукава, широкие в локте, имели обшлаги с двумя пуговицами, длинные шаровары были одного цвета с курткой, внизу застегивались рядом пуговиц на линии канта. Туфли — на мягкой подошве произвольного цвета и материала. Женщины в начале XIX века соревновались в юбках ниже колена, а некоторые и в меховых жилетах.

Реклама

Изначально уколы фиксировали 4 помощника судьи, располагавшиеся по разные стороны от дорожки. Но начиная с 1936 года, в соревнованиях на шпагах применяется электрическая система регистрации уколов, которую рапиристы приняли с 1956-го, а саблисты — с 1988-го. С тех пор через одежду фехтовальщика проходит электрическая схема, связанная с регистрирующим аппаратом проводной или беспроводной системой.

Сегодня экипировка включает защитный костюм белого цвета из облегченного кевлара, состоящий из куртки (колет), и брюк по колено на подтяжках. Ткань выдерживает удары до 800 ньютонов. На ногах — белые гетры и спецобувь с усиленным носком, усиленной пяткой и плоской подошвой. На голове — маска с металлической сеткой и воротом, защищающим горло. Маски шпажистов с сеткой, изолированной изнутри и снаружи пластическим ударостойким материалом. Маски рапиристов еще имеют электрический воротник. У саблистов сетка маски не изолирована, должна гарантировать электропроводность. Воротник сабельной маски и вся обшивка — из электропроводящего материала. На вооруженную руку фехтовальщик надевает перчатку. Сабельная перчатка имеет токопроводящий манжет. У шпажистов поражаемая поверхность — все тело, и они не носят металлизированных одежд. У рапиристов — металлизированные токопроводящие жилеты, а у саблистов — куртки, отображающие поражаемую поверхность.

Реклама

ТРАГЕДИЯ СМИРНОВА: О ВОСЬМИ ДНЯХ КОМЫ В СССР МОЛЧАЛИ

Техничный, атлетичный и неугомонный — таким был на дорожке уроженец Рубежного Владимир Смирнов. Трехкратный чемпион мира и олимпийский чемпион-1980 в рапире, он ухитрился отхватить еще и "бронзу" ОИ в шпаге. Он мог бы выиграть еще многое, но 18 июля 1982-го на чемпионате мира в Риме во время встречи СССР и ФРГ случилась самая страшная трагедия в фехтовании: при обоюдной атаке у 2-го номера мира немца Маттеуса Бера сломался клинок, и обрубок по инерции пробил маску 28-летнего Смирнова, войдя в левую глазницу. Бер стремительно вытащил остаток клинка, Владимир с криком снял маску и упал. Фехтовальщика доставили в клинику в 30 км от Рима, где в свое время после покушения лечился Папа Римский Иоанн Павел II. Но мозг украинца, куда клинок вошел на 14 см, был уже мертв... Мировая пресса не одну неделю жила этой историей, а в СССР — тишина, словно ничего не случилась. Жену Эмму даже не выпустили в Италию. И после 8 дней искусственной комы итальянцы отключили аппараты, поддерживавшие жизнь мэтра. На том же ЧМ в Риме едва не травмировался и чемпион ОИ, Михаил Бурцев: сабля подбила его маску, и он успел поймать клинок зубами, немного повредив небо. Команду после трагедии со Смирновым охватил ужас...

Похоронен Владимир на Лукьяновском кладбище в Киеве, а его гибель привела к изменениям в экипировке — усилили защиту масок, клинки стали более гибкие, чтобы легко не ломались, и изменили требования к нагрузке на кончик рапиры и шпаги.

КИНОДУЭЛИ: ИСКРЫ ДЛЯ СТУПКИ И ПЕСОК В ГЛАЗА ОТ БОЯРСКОГО

Классические дуэли еще существуют! Правда, на экране. Как фехтование живет в кино и театре, рассказал двукратный чемпион мира в рапире Юрий Чиж: "Мы снимали исторический фильм "Молитва о гетмане Мазепе" (2001). Я взял 30 профессиональных фехтовальщиков, мастеров спорта. Переодевались то шведами, то россиянами, то казаками и полтора года ездили по Украине на съемки. Ни один актер не берет в руки настоящую саблю — только бутафорные, а мы взяли настоящие. Богдан Ступка, игравший Мазепу, удивлялся: "От сабль искры летят!" А я говорю: "Что ж вы хотите, это же настоящие! Мы должны рубить, а не делать вид".

Я был на съемках советского "Д’Артаньян и три мушкетера" во Львове и сам тренировал Михаила Боярского. Он кувыркался, бегал, бросал песок в глаза — у него д’Артаньян был хулиганом, дворовым бойцом. А мушкетер не может применять что-то, кроме шпаги. В итоге, на заднем плане бои концептуальные, с профессионалами, а остальное — игра, рассчитанная на зрителя. Еще я работал на студии Довженко, в Театре русской драмы — со Ступкой, в пьесах Шекспира. А касательно постановки боев в кино, сильные французские фильмы: "Парижские тайны" с Жаном Маре, те же "Три мушкетера" и другие экранизации Дюма. Французы приглашают профи из фехтовальных клубов, и актеры тоже у них учатся, как дети в королевских семьях у фехтмейстеров. Хорош голливудский "Гладиатор": там, правда, не шпаги, а небольшие мечи, но актеры показали хорошее фехтование, связав его с акробатикой. Неплохие батальные съемки в польском "Огнем и мечом". Фехтовальных фильмов много, но в Украине — практически нет".

СЕРГЕЙ ГОЛУБИЦКИЙ: "У НАС ПОЯВИЛОСЬ 3D"

Украинец Сергей Голубицкий — единственный рапирист, трижды подряд бравший "золото" ЧМ (1997, 1998, 1999). Теперь тренирует, у него свой центр в Калифорнии. "Сегодня" расспросила Сергея, что поменялось в фехтовании с его времен.

— Да сама система соревнований. Раньше были утешительные бои: если человек проиграл, мог еще через "утешение" пробиться в финал. Как, например, я на Олимпиаде-1992. У меня было "серебро", но тогда в Барселоне и чемпионы почти все "утешались". До 1992 года выбывали только после второго поражения, теперь же права на ошибку — нет.

— Экипировка?
— Существенных изменений нет. Козырек маски в рапире стал электропроводным. Если в него попадают, укол будет цветной — фонарь зажигается, засчитывается. При мне этого не было. Раньше укол был бы недействительным, белый фонарь горел бы.

— А в тактике?
— Фехтование стало чуть более атлетическим, как, впрочем, и другие виды. Сейчас многие бои заканчиваются 15:14, и физподготовка очень важна. Если у нас кроме специальных тренировок был какой-­то бег, то теперь чуть ли не каждый день кросс­тренинг, упражнения вроде планки, работа с весами... Раньше было как: "питьевой режим!", нельзя пить воду ни в коем случае. Считалось, напьешься воды, работы для сердца больше, и ты не сможешь фехтовать нормально. Что, конечно, большая ошибка. Организм просто обезвоживался, и ты мог кони двинуть еще до конца соревнований.

С весами раньше — если и работали, то с маленькими. Сейчас очень многие работают с весами, и довольно большими, развивают взрывную силу. У нас такого не было вообще, не приветствовалось. Считалось, что тонкие тактильные ощущения пропадают. Просто нужно знать, когда заканчивать. В предсезоне хорошо и каком-­то отдалении от старта. Плюс это предохраняет от травм. В моем поколении ведь все больные теперь, например, у меня и плечо, и локоть, и кисть, и бедра... Сейчас человек, если занимается, как бы корсет из мышц создает, суставы сохраняют свою эластичность.

— Техника осталась такой же, как 30-40 лет назад?
— Не совсем. Смерть Смирнова повлияла на развитие самого оружия. Клинки стали гибкими и хлесткими. Возникли новые уколы — с закидыванием. На английском — flick. Когда можно через маску в спину забросить, из-за того что клинки стали гибкими. Поэтому, конечно, тактика и техника поменялись. Это как изображение простое и 3D — в фехтовании появилась еще одна плоскость, в которую ты не можешь уколоть прямо, когда человек перед тобой стоит. А закинуть — да, возможным стало с 1986 года. Ну не то чтобы с гордостью — хотя и с гордостью — могу сказать, что был первым фехтовальщиком в Советском Союзе, который начал фехтовать с закидонами, фликами.

— Клинки Golubitsky Pro — копеечка капает?
— Да­-да, продается много лет, получаю с этого роялти. И клинки, и рукоятки. По-­моему, единственный именной клинок, который в мире остался. Та же британская компания Leon Paul делала еще поздняковскую саблю и шпажный клинок Колобкова, но не знаю, делают ли сейчас (на сайте Leon Paul их уже нет. — Авт.).

— Нынешний президент МОК, Томас Бах, — бывший фехтовальщик. Фехтованию хорошо от этого?
— Конечно! Мы получили два недостающих комплекта медалей на Олимпиады. У нас 12 дисциплин, но в программе Игр было только 10. Была постоянная ротация, по очереди убирали два вида оружия, выпадали командные соревнования. И вот с месяц назад МОК наконец-­то решил — будут все 12!

НАШИ УКОЛЫ: ОТ ХУЛИГАНА КРИССА ДО УБИЙСТВЕННОЙ ХАРЛАН

Украинские фехтовальщики уже приучили нас к своему регулярному появлению на пьедесталах. А привыкать начали еще при СССР. Тогда первым украинским призером ОИ стал Евгений Череповский, выигравший "бронзу" в командной шпаге в Мельбурне-1956. А первым чемпионом — шпажист Григорий Крисс, которого в юности называли хулиганом за вздорный характер, а позже — "киевским Д’Артаньяном". Крисс победил на Играх-1964 в Токио, где впервые узнал, что такое диктофон, и трижды становился чемпионом мира.

Впервые уже украинский флаг на ОИ поднимали для рапириста Сергея Голубицкого — за "серебро" в Барселоне-1992, где наши спортсмены после развала Союза выступали, как объединенная команда. Чемпионы Георгий Погосов и Вадим Гутцайт в командной сабле тогда довольствовались олимпийским флагом.

Окончательно независимые украинцы с последних четырех Олимпиад подряд привозили хотя бы по одной медали. С 2004 по 2016 года "сине-желтых" на ОИ награждали шесть раз: дважды "золотом" — команду саблисток в 2008-м и шпажистку Яну Шемякину в 2012-м, один раз "серебром" и три — "бронзой". Больше всех медалей к нам приманили девушки: 5 из 6 (единственная мужская — "бронза" саблиста Владислава Третьяка в 2004-м), особенно постаралась саблистка Ольга Харлан: у нее их 4 ("золото", "серебро" и 2 "бронзы"). И на этом, даже после травмы плеча, останавливатья не собирается — очень уж соблазнительна возможность побороться еще и за личное "золото" в Токио-2020. Неудивительно, что сабля, принесшая нам пять олимпийских наград, для Украины самая фартовая. Не везет пока только с рапирой: со времен Голубицкого олимпийский ветер в этот вид не задувает.

На мировых первенствах за всю историю медальные уколы украинцы наносили 37 раз, из них 11 — "золотых". И последний "убийственный", всего 4 дня назад, — от сабли неугомонной Харлан.