Капитан сборной Украины по баскетболу: "В "Лилль" не вернусь. В Россию или Турцию тоже не поеду"

25 мая 2017, 10:48
Алина Ягупова осталась недовольна периодом во Франции и хочет попробовать себя в женской НБА

Алина Ягупова / Фото: Григорий Салай

Капитан сборной Украины по баскетболу, чемпионка Франции и четвертьфиналист Еврокубка Алина Ягупова рассказала о том, как боролась за роль лидера в "Лилле", о смелых планах на Евробаскет-2017, самой удачной рыбалке и о желании поиграть в женской НБА.

- Настроение рабочее, тренируемся, – начала о своем настрое при подготовке к Евробаскету-2017 25-летняя Алина. - До спаррингов во Франции (31.05 - 2.06) есть еще немного времени, чтобы хоть немножко сыграться и отработать то, что нужно для Чемпионата Европы. На выезде уже посмотрим, в какой мы форме. Хотя еще и не все доехали, а хотелось бы, чтобы были в полном составе, иначе не увидим общей картины, на что мы сейчас готовы. Но, я так считаю, надо ехать побеждать и подтверждать мнения экспертов, считающих, что Украина достойна быть лидером на чемпионате Европы. Поедем показывать свой уровень.

Реклама

- Вы упомянули экспертов. Читаете что-то о себе и сборной в преддверии Евробаскета? Давят на вас такие ожидания?

- Не давят и не читаю. Мне просто передали, что есть мнения экспертов, считающих, что на Евробаскете Украина будет первая, а Испания – вторая. Но даже если бы я что-то читала или слушала, это на меня никак бы не влияло. Это просто разговоры.

- Вы одной из последних в сборной закончили сезон – 13 мая. Готовы снова играть и психологически, и физически?

Реклама

- Физически вроде нормально, а вот морально уже хотелось бы отдохнуть: сезон во Франции длился 10 месяцев – уже в августе начались сборы. Сейчас в сборной у нас нет бешеных нагрузок, но тренировки интенсивные. И на чемпионате Европы буду стараться играть на максимуме, чтобы показать и доказать: Украина сейчас достигла такого уровня, что может на равных соревноваться с сильными странами.

- После того как Украина в отборе дважды обыграла чемпиона Европы, Сербию, болельщики ждут титула...

- Думаю, надо оправдывать их ожидания. Чтобы больше людей смотрели баскетбол, приходили на матчи, приводили в секции своих детей. Ведь если не будет прогрессировать молодежь, не будет у нас никакого баскетбола вообще – ни женского, ни мужского. Поэтому пусть они за нас болеют, а мы будем доказывать, что этого достойны.

Реклама

- Не секрет, что в нашей сборной вас опасаются больше всех. Как абстрагируетесь от всей этой шумихи и внимания?

- Это уже вошло в привычку. Говорят же: чем больше сила, тем больше на тебя ложится ответственности. Не скажу, что мне тяжело. Да, есть какие-то свои барьеры, но я их переступаю, и у меня все нормально.

- Часто говорят о непредсказуемой женской психологии. А в Чехии еще будут давить трибуны, ведь первый матч мы играем с хозяйками.

- Лично меня трибуны никогда не смущают. Выходя на площадку, ты уже не замечаешь - есть там кто-то или нет или что тебе кричат. Просто шум и все. Девочки тоже все профессионалки и прекрасно понимают, что и как будет. И морально готовятся заранее.

- Во Франции у вас спрашивали что-то о сборной?

- Некоторые игроки интересовались: кто у нас приедет, кто не приедет. Лера (Бережинская. - Авт.) играла во Франции, узнавали насчет нее – будет в сборной или нет. Больше я не слышала и не видела, чтобы кто-то во Франции интересовался Украиной.

- Позапрошлый сезон вы провели в Казахстане. Как возникла идея с "Лиллем"? Хотели играть именно во Франции?

- Выбора у меня почти и не оставалось. Из того, что подходило под мои условия, была одна Франция и "Лилль". Какие у меня условия? В основном люблю маленькие города, а не мегаполисы, чтобы все было рядом, хорошие условия для тренировок, тренажерка... Но это уже такие мелочи. В основном люблю, чтобы было спокойно. "Лилль" – это сама команда, а мы жили не в Лилле, а в коммуне Вильнев д’Аск. В Лилль ездили, только если хотели прогуляться.

- Как приняла Франция и команда?

- Было очень тяжело. Особенно первые полгода – просто невозможно. Там не считают, что нужно все делать через одного игрока. У них более абстрактный баскетбол – каждый берет на себя инициативу, ответственность, совершает атаки. Нет такого, чтобы искали одного или двух человек, играют все по возможности. Вообще самое тяжелое в чемпионате Франции, что каждый играет сам по себе. Бывали моменты, что на игроках по три-четыре соперника, трое стоят открытые, но никто мяч не отдавал. Так было первое время, потом стали действовать чуть более командно. Защита во Франции жестче и судьи меньше дают фолов, хотя тебя лупят по рукам, царапают. В общем позволяли играть грубо. Там такой уровень, как на чемпионате Европы.

- То, что в команде было две украинки, – вы и Людмила Науменко – облегчало вашу жизнь?

- Конечно. Вместе было проще все это перенести.

- У вас в команде были игроки сборной Франции. Они признали в вас лидера или пришлось что-то доказывать?

- Они играли даже больше по времени, чем я, и не признавали меня лидером. Играли просто для себя.

- Я так понимаю, что никакой дружбы внутри команды не возникло?

- Нет. Мы ни с кем не общались – пришли, потренировались и ушли. У нас устраивали и командные ужины, но мы один раз там побывали и потом сказали, что больше ходить не будем.

- Ну хоть что-то во Франции понравилось?

- Ничего. Там очень дорого жить. Тренер мне тоже не очень нравился. Единственное – были хорошие условия, жилье. Все. 

- Как-то грустно получается.

- Ну ничего, я уже дома и больше туда не поеду.

- Для "Лилля" это было первое чемпионство. Руководство устроило для игроков праздник?

- Не знаю, на следующий день после финала мы улетели из Франции и ни в чем не участвовали. Что осталось на память? Медаль. И все.

- Сравни свою игру в Евролиге в прошлом году в составе бельгийского "Касторс Брейн" и в "Лилле", где вы вышли из группы только в Еврокубок?

- Возможно, нам попалась такая группа, но мне кажется, что Евролига стала сильнее. Тяжеловато было играть, особенно с российскими командами. Считаю, по своему уровню она стала на голову выше, жестче.

- Когда-то вас выбрали на Драфте женской НБА, но вы там так и не играли. Еще есть желание попробовать свои силы за океаном?

- В этом году нет. У меня много дел здесь, я не могу пока что все бросить и поехать туда. Плюс сезон был очень тяжелым. Но желание поиграть в WNBA остается. Сейчас, думаю, что-то в Европе найдем, посмотрим.

- А вы не хотели бы, случайно, остаться у Холопова Владимира в киевском "Авангарде"? - шутя изображая журналиста, вступила в разговор подруга Алины по сборной Таисия Удоденко.

- Да, как раз в маленьком городе, – ответила ей Алина.

- Ну а куда тогда? Может быть, в Турцию или Россию – ведущие чемпионаты Европы?

- Турция и Россия – однозначно нет. Что не нравится в Турции? Народ. Честно, пока даже не знаю, где буду играть. Хотелось бы, наверное, что-то наподобие Польши или Литвы, но в Литве чемпионат слабее.

- Алина, расскажите о себе вне площадки. Как вы отдыхаете, какую кухню любите?

- За границей очень редко выбираемся попробовать местную кухню. Во Франции из интереса попробовали улиток. В Казахстане, конечно, пробовали их шашлык, плов. А так обычно сами готовим – и суп, и борщ.

- Ваше коронное блюдо?

- Я мало готовлю, в основном готовит Люда (Науменко. – Авт.). А я... Часто картошку жарю (смеется). А отдыхаю как... Мне лучше посидеть дома, поиграть на приставке. Люблю играть с детьми, выезжать на природу, рыбачить. Самая большая рыба? Наверное, словила в селе под Днепром – карп где-то на 2 кг.

- А на приставке во что играете?

- В НБА.

- Не устаете от баскетбола?

- Нет. Можем играть друг против друга или против компьютера. В основном играю за "Голден Стэйт". Болею за эту команду, она бросающая, а я люблю дальние броски, и еще мне нравится Карри.

- А когда-то в анкете вы писали, что самый сильный баскетболист Леброн Джеймс. Изменили свое мнение?

- Нет. Леброн самый сильный и полезный игрок и ни один год уже вытягивает финалы. Он и сейчас играет хорошо, хотя уже и в возрасте.