Украинская медалистка Олимпиады-2006 Вайгина-Ефремова: "Начиная сезон с детьми, поработала лопатой!"

31 марта 2015, 11:00
Призер ОИ-2006 Лилия Вайгина-Ефремова работает тренером по биатлону в Киево-Святошинской ДЮСШ в Вишневом, борется с "роботами" и играет в футбол

Вайгина-Ефремова. Приводит на работу свою 4-летнюю дочь Сашу, которая ездит на этих лыжах и волнуется, чтобы их никому не отдали / Фото: Григорий Салай

Пять лет назад Лилия Вайгина-Ефремова, которая в 2006-м завоевала одну из двух украинских медалей на Олимпиаде в Турине, закончила карьеру. С тех пор о бронзовой призерке по биатлону (а у Украины за историю всего-то семь медалей на зимних Играх) практически ничего не было слышно...

"Я работаю тренером по биатлону в Киево-Святошинской ДЮСШ в Вишневом, — сказала нам 37-летняя Лилия. — Директором школы является Игорь Круподеров, бывший гимнаст. Живу в Киеве вместе с дочкой Сашей. Почему пропала? В 2011-м родила, и так получилось, что с мужем мы вскоре разошлись. Оставить дочь не на кого было, потому абсолютно все свое время уделяла воспитанию ребенка. После развода с мужем мы вообще не общаемся. Это моя больная тема, и обсуждать я ее не хочу".

Реклама

Подопечные Лилии как раз готовились к тренировке. В тот день позаниматься биатлоном пришли семь человек. Стреляющим лыжникам выделили на стадионе беговую дорожку, пока футболисты отрабатывали пенальти на поле. "К нам ходят дети разного возраста. Когда лежал снег, желающих было гораздо больше, чем сейчас. У них же еще есть рисование, музыка, только некоторые ребята целенаправленно ходят на биатлон. У этих как раз уже и техника начала вырисовываться, но работать нужно много", — продолжает Лилия.

На роллерах. "Чего ты, как робот, бегаешь?" — делала замечания Лилия:

Реклама

На стадион дети сами несли лыжероллеры, а Лилия захватила винтовку. "У нас их пока две: пеньковая и кольцевая. Стреляем обычно в лесу. Я им кладу коврик и ставлю бумажные мишени на расстоянии 20 метров. Сельская рада недавно выделила 20 000 гривен, на которые мы хотим купить еще 4 винтовки. И на базе школы откроют к сентябрю центр общевоенной подготовки. В подвальчике уже делают тир. Тогда мы сможем чаще тренировать стрельбу. Лыж и роллеров у нас хватает. Кому не нравятся эти, могут купить себе свои. Месяц занятий стоит каких-то 50 гривен". Дети тем временем надевали на ноги роллеры. "Отцепляйте полностью ботинок от роллера, — подсказывает Вайгина-Ефремова. — Зачем? Чтобы не ленились. Лишние движения никому не мешают. Поехали! Сначала на двух, а потом для равновесия на одном. Ну что ты, как робот? Почему руки болтаются?".

"Нам больше нравится стрелять, чем бегать. Мы точно постреляем на следующей тренировке?" — отзываются юные биатлонисты, когда наставница уже собралась уходить.

Стреляй! Ученикам Лилии больше нравится работать с винтовкой:

Реклама

— Лилия, почему только сейчас решились стать тренером?
— Мне давно хотелось, но не оставлю же я дочку одну. Сашка в два с половиной года пошла в ясли, а я думала, что пойду работать. Она начала болеть, и мне было уже не до этого. Прошлым летом решила позвонить Евгению Колупаеву (тренер в сборной. — Авт.), а тут вдруг со мной связались с этой базы. Я взяла дочку и поехала смотреть, мне здесь понравилось. Тем более живу я на "Шулявке", и добираться сюда легко. С 1 сентября уже приступила к работе.

— А сами еще становитесь на лыжи?
— Зимой с детьми вместе каталась — в лесу, около школы. Упала, так они смеялись. Зато сезон открыла. Но в основном работала лопатой — снег откидывала (смеется). У меня не только биатлон, недавно вот с пацанами в футбол побегала!

— Скучаете по сборной?
— Когда Сашка была маленькая, то скучала очень, а сейчас уже не до этого. Работа, уборка, глажка, стирка, готовка — все на мне. Еще и мопс вдобавок ко всему есть. Мой второй ребенок (смеется). Собака, правда, уже старенькая — 10 лет. Вот начала болеть, приходится и за ней ухаживать.

— Общается с кем-то из сборной?
— В сборной больше всего общалась с Ниной Лемеш, потому что нас селили в одной комнате. Раньше, конечно, с девочками часто созванивались, а сейчас у каждого из нас уже своя жизнь. Вроде и собираюсь позвонить, но потом что-то отвлекает.

— В прошлом году на Олимпиаду в Сочи гостями ездили Хвостенко, Лемеш, Петрова. Вас приглашали?
— Нет, и я знаю почему. Владимир Михайлович (Брынзак, президент Федерации биатлона Украины. — Авт.) в свое время обиделся на мое интервью пятилетней давности. Старое вспоминать мне не хочется, но могу сказать, что мы не конфликтовали и не конфликтуем. Правда, зачем меня нужно было звать на Олимпиаду в Ванкувер, если я там ни разу не стартовала? Конечно, мне обидно было, но что поделаешь... А даже если бы и пригласили в Сочи, куда б я ребенка дела — в карман положила? Владимира Михайловича я недавно видела. Он приезжал к нам на базу, привез нам патроны, все посмотрел, мы нормально пообщались.

— Хотите, чтобы дочь стала биатлонисткой?
— Она катается на лыжах с трех лет. Я работаю по субботам, и мне не на кого ее оставить. Беру Сашку с собой. Ей так нравится у меня на работе. Нашла уже себе тут друзей, да и настроение у нее поднимается, когда на лыжи становится.

— Где сейчас ваша медаль Олимпиады?
— В коробке лежит, но не на видном месте. Спрятала в угол.

— Следите сейчас за биатлоном?
— По возможности смотрю. Видела, когда Семенов пятым в индивидуалке на чемпионате мира финишировал.

— На ЧМ Мари Дорен-Абер, которая только недавно родила, дважды "золото" взяла. Как такое возможно?
— Это неудивительно. Форма же осталась. Вспомните Лив-Грете Пуаре, которая родила и сразу же начала всех "косить". Вот у меня не получилось вернуться, но это было связано только с семейными проблемами. Я тогда разводилась с мужем.

— Какой был любимый этап?
— Нравилось в Осрбле, Хохфильцене. А больше всего я вспоминаю трассу во Франции — Отт-Марьенн. Я тогда за Россию бегала и на чемпионате Европы впервые в жизни закрыла все мишени на четырех рубежах, взяв второе место. Так радовалась (смеется).

— Вначале вы выступали за Россию, потом за Беларусь. Оценивая ситуацию спустя столько лет, можете сказать, что переход в Украину был оправдан?
— Конечно. Я ни о чем не жалею. В Украине у меня есть все: квартира, работа, садик рядом с домом. Главное — ребенок. Может, я чего и не добегала, зато у меня есть мое сокровище. Когда Саша маленькая была, мысль вернуться в родные Чебоксары, промелькнула, но это было что-то мимолетное. Это ж надо себе там прописку оформлять, разрешение на работу... Много сложностей. Меня все устраивает в Киеве. Собираемся съездить в июле к родителям в Чебоксары. В последний раз виделась с ними в 2013-м — Новый год там отмечали. А мама моя тут была аж четыре года назад.

— Не возникали в семье конфликты из-за ситуации в Украине?
— Когда только это все началось, я сказала: не затрагивать эту тему, мы сами разберемся. Вот до сих пор не разговариваем об этом. Зачем нам это надо?