Долгополов: "За Казахстан не буду играть даже за $1 млн"

1 февраля 2011, 09:40
Лучший украинский теннисист рассказал нам о призовых, "договорняках", отчетности перед антидопинговым комитетом, любимом турнире и смене гражданства

Александр Долгополов. Фото А.Яремчука

Первая ракетка Украины Александр Долгополов, четвертьфиналист Australian Open-2011, рассказал Сегодня|Спорт о хот-догах, призовых и налогах, "договорняках", строгой отчетности перед антидопинговым комитетом, любимом турнире и смене гражданства

— Саша, вы только вернулись из жаркой Австралии в зимний Киев. Тяжело адаптироваться?
— Постоянно спать хочется, время путаю с австралийским (9 часов разницы. — Ред.), да и кашлять начал. Но ничего страшного. Главное, терпеть и пытаться лечь спать по местному времени.

Реклама

— Надолго на родину заехали?
— Уже в четверг-пятницу вылетаю на турнир в Бразилию, далее Аргентина, Мексика. Потом Штаты и вернусь где-то в середине марта.

— Был ли смысл заезжать в Киев?
— Психологически тяжело так много ездить. Хочется хоть немного, но отдохнуть дома, увидеть друзей. Сходил к родителям на праздничный ужин. Мама наготовила целый стол, все домашнее, вкусное. Я люблю сладкое, а так в еде непривередлив.

— На Australian Open вы с тренером готовили хот-доги...
— Это организаторы попросили. На турнирах часто устраиваются подобные акции с игроками. Жарили сосиски. Время было не обеденное, я кушать не хотел, но пришлось укусить пару раз для фотографии.

Реклама

— Вкусно?
— Не очень. Когда уже все было готово, журналисты стали задавать вопросы, а сосиски остались лежать на гриле и пережарились.

— Тренера не брали в Киев?
— Он по семейным делам остался в Австралии. В Киеве Джек был в прошлом году. Я ему немного показал ночную жизнь города. Что ему понравилось? Наши девушки!

— А он вам что-то в родной Австралии показывал?
— Так, проехались вдоль побережья океана, но особо ни времени, ни желания, что-то смотреть не было. Я ведь уже сколько лет езжу по миру. Вот в прошлом году впервые побывал на Великой Китайской стене, очень впечатлила. А еще хочется поехать в Японию, посмотреть их культуру.

Реклама

— С Australian Open сувениры привезли?
— Я улетал через четыре часа после матча с Марреем, так что времени купить что-то не было. Взял с собой несколько фирменных полотенец. Их, кстати, выдают только на главных кортах, на остальных — обычные полотенца.

— На турнире в Бразилии вы будете сеяным, это шанс взять первый титул АТР?
— Об этом не думаю. Буду показывать хороший теннис, а там как сложится.

— В Мельбурне вы заработали 220 тысяч долларов, на что потратите?
— Планировал квартиру в Киеве покупать, но их не хватит. Хотелось в центре трехкомнатную, метров 150.

— В Австралии налог 30%?
— Там очень хитрая система. Если ты зарабатываешь больше 180 тысяч, то налог и вовсе 45%. Но... Из той суммы, которую ты потратил по работе в Австралии, налог не изымается. То есть это деньги, которые ушли на перелет, гостиницу, зарплату тренеру, менеджеру, если к кому-то семья приезжала поддержать... В общем, мне списали 100 тысяч, а с остальных 120 000 я заплатил налогов порядка 40 тысяч.

— Вам пришло приглашение сыграть за Украину на Кубке Дэвиса.
— Да, сейчас мой менеджер ведет переговоры с федерацией. Если они договорятся, я готов играть. Почему бы не выступать за страну, в которой ты живешь.

— А как же слухи о переезде в Россию?
— Такой вариант тоже возможен. Сказать больше не могу.

— Смысл уезжать? У вас австралийский тренер, итальянский менеджер, дома вы практически не бываете.

— Есть нюансы. Многое зависит, что федерация делает для развития карьеры игроков. Для профессионального роста мне самому нужно оплачивать тренера, поездки, я сам плачу за корты, хотя в той же Европе игрокам предоставляются корты бесплатно, иногда выделяются деньги на поездки. Помогают найти спонсоров, организовывают показательные матчи. Хотелось бы иметь помощь в этом от нашей федерации. Если бы я был игроком топ-5, то без вопросов бы приезжал в сборную. А так мне в первую очередь нужно ездить по турнирам, набирать очки для рейтинга.

— Говорят, Казахстан дает вам миллион.
— За Казахстан я точно не буду выступать. Себя я там не вижу, а только за деньги играть не собираюсь. Если травмы не помешают, я заработаю достаточно денег.

— После 1/4 финала в Австралии спонсоры выходили на вас?
— Да. Скоро у меня появится лого на правом плече. А так имею контракты с производителями ракеток и спортивной одежды.

— И сколько у вас ракеток?
— В контракте прописано 35 на год, но обычно я беру меньше. Редко ломаю, стараюсь держать себя в руках. На трибуны могу выбросить футболку, но ракетки не выкидываю никогда. Это же инструмент моей работы, как его можно выбросить?!

— Теннисисты не любят сдавать ракетки в багаж в самолетах. Неужели ломаются?
— Это лишь так говорят, чтобы пропустили в салон. Ракетку нельзя сломать в багаже, а вот потеряться сумка может. И чем тогда играть? Ведь большинство профессионалов играют ракетками под заказ, и заказывать их нужно за месяц два.

— Время от времени в теннисе всплывает проблема договорных матчей.
— И что, не знаю ни одного случая, чтобы это было доказано. Если об этом говорят, возможно, проблема и существует. Я не сталкивался.

— На допинг проверяют часто?
— В Австралии у меня два раза брали анализы.

— Но ловят мало.
— Тяжело найти. Ловят, когда доктор ошибается. Ходят слухи, что ловят и топ-игроков, но никто не знает внутренней информации. Был случай, что поймали американского теннисиста и дисквалифицировали на два года. А потом якобы он про кого-то что-то рассказал, и ему скостили срок до 9 месяцев. На собрании игроков в Мельбурне было много недовольных, почему этому теннисисту уменьшили срок, если он употреблял допинг.

— По антидопинговой программе нужно на несколько месяцев расписывать по дням свой график?
— Да. На том же собрании был теннисист, которому грозит дисквалификация: к нему дважды приходили инспекторы в шесть утра, а его не было дома. Постучали — никто не открыл. Предупреждение. Игроки недовольны, ведь под видом инспекторов к вам в номер может зайти кто угодно. Показал бейджик ВАДА, и ты обязан его впустить. На три месяца вперед я должен написать, где нахожусь один час каждого дня. Грубо говоря, если я эту неделю в Киеве, то должен сообщить, что в эти дни один час я в таком-то месте. Например, ужинаю в ресторане. И инспекторы могут прийти в указанное время в ресторан. Если меня нет — предупреждение. Три предупреждения — дисквалификация. Я обычно пишу, что меня можно застать дома в 5—6 часов утра. В 99% процентов так и есть. Если не можешь в указанное время быть в указанном месте, то обязан отослать в ВАДА sms. Естественно, этого никто не делает. Пошел, допустим, на дискотеку с друзьями и что, в 4 утра будешь думать, что надо sms высылать?! Слава богу, ко мне еще так рано не приходили.

"ХОЧУ НА ГАРРОС ПОЕХАТЬ СЕЯНЫМ"

Имя: Александр Долгополов
Ро­дил­ся: 7.11.1988 в Киеве
Рейтинг АТР: №32

Тренер Джек Ридер говорил, что при подготовке к сезону они ставку делали на Ролан Гаррос, который начнется в мае. "Это мой любимый турнир, и для меня главный турнир года, — признается Долгополов. — Я себя комфортней чувствую на грунте. С детства процентов 80% тренировок провел на этом покрытии. А на харде начал играть, уже когда повзрослел. Но если увижу, что на харде у меня результаты выше, то поменяю планы на турниры". "Задача на Париж?" — "Для начала — быть сеяным, дабы не попасть сразу на кого-то из первой пятерки. Тогда будет время разыграться. Ну и хорошо бы снова сыграть во второй неделе турнира".

Чтобы попасть в число сеяных, Саше нужно быть в топ-32. Это как раз то место, которое он занял в новом рейтинге.