Доктор БК "Киев": "Можно играть с переломом, но не с больным сердцем"

18 октября 2008, 12:01
На этой неделе в России умер 19-летний хоккеист. И такие трагедии в спорте нередки. Специалист в спортивной медицине Владимир Павленко рассказывает об их причинах

Доктор БК "Киев" Владимир Павленко. Фото Ю.Кузнецова

На этой неделе в России умер 19-летний хоккеист. И такие трагедии в спорте нередки. Специалист в спортивной медицине, доктор БК "Киев" Владимир Павленко рассказывает об их причинах.

— Владимир Валерианович, как так получается, что спортсмен прошедший медосмотр, признанный годным и подписавший контракт вдруг умирает от сердечной недостаточности в юном возрасте? Где могла быть допущена ошибка?
— Давайте разбираться с самого начала. Кем он был признан годным и какого уровня была комиссия? Часто проходят медосмотры в обычных диспансерах, где в 90% дело происходит так — зашел юноша, его спросили: "Здоров?" Он отвечает: "Да". "Годен. Следующий!". В лучшем случае ему делают кардиограмму покоя, которая вообще-то малоинформативна. Должно быть проведено УЗИ сердца, кардиограмма под нагрузкой — например, на беговой дорожке с подключенными электродами... С другой стороны, бывали случаи, когда при шикарном здоровье вдруг происходила остановка сердца — вон как у футболиста в Испании (защитник "Севильи" Антонио Пуэрта, 2007 год. — Авт.).

Реклама

— От чего же это зависит?
— Есть органическая патология, которую можно выявить на начальных стадиях. У нас в БК "Киев"-2 когда-то тренер Виталий Лебединцев привозил большое количество игроков, а мы их забраковывали просто пачками — то с сердцем проблемы, то с суставами, то еще чего. Я настаивал на том, чтобы не допускать таких к работе. Когда у игрока порок сердца или недостаточность митрального или аортального клапана, то остановка сердца может произойти в любую секунду.

Бывает, родители настаивают — все равно хотят, чтобы их ребенок играл — и от них требуют расписку. Мол, в случае чего ни доктор, ни тренер не несут ответственности. Конечно, мы все равно не имеем права допускать игрока к работе, но большинство организаций так себя страхуют. Или договорились с тренером, а мнение доктора не учитывается. Тем более, не в любой команде есть свой штатный доктор. В тех же ДЮСШ доктор может быть один на двадцать классов — и когда он успеет всех детально просмотреть?

В профессиональном спорте, если есть хоть какое-то сомнение во время медосмотра, то мы идем в другой институт, в третий, собираем консилиум специалистов... Например, Романа Дмитренко (баскетболист "Киева". — Авт.) мы наблюдали в течение двух лет, прежде чем дать допуск к полной нагрузке. У него были проблемы с миндалинами, миокардит. Консилиум принял решение, что его можно санировать, и, как вы видите, проблем никаких нет.

Реклама

— Бывало в вашей практике, что вы запрещали игроку нагрузки, но его все равно допускали?
— У меня, слава Богу, нет. Здесь все зависит от интеллигентности и понимания тренера. Часто спортсмены переступают через боль, чтобы участвовать в решающих матчах, и мы помогаем им в этом, правда, если это не касается сердца. Можно и с температурой играть, с вывихом, даже с переломом пальца, как когда-то играл у нас Марсело Никола в "Финале четырех". Но если есть сомнения по сердцу, то никто на себя ответственность брать не имеет права.

Когда я работал в Федерации футбола Украины, был такой случай. Мы привлекли в юношескую сборную мальчика, который в результате не прошел медосмотр (Андрей Павицкий. — Авт.). Тогда мы были с тренером Юрием Калитвинцевым на просмотровых сборах в Никополе. Футболист тут же привез справку из какого-то диспансера, что у него все в порядке. Но для меня такие справки — не указ, и допуска к тренировкам я ему не дал. А спустя какое-то время этот парень выступал за киевский "Арсенал" и умер от остановки сердца прямо на тренировке. Видимо, там этой справке поверили.

— Но если человеку так хочется играть, может, есть возможность просто уменьшить его нагрузки...
— В профессиональном спорте не существует понятия "работы не на сто процентов".

Реклама

— Трагических случаев среди "сердечников" достаточно много...
— А сколько детей в ДЮСШ имеют проблемы с сердцем — но такую статистику попросту никто не ведет. А ведь умирают и в этом возрасте. У нас в футбольной юношеской сборной СССР был защитник Олег Мамчур из Днепропетровска. Умер на тренировке. Это уже потом выяснилось, что он злоупотреблял наркотиками. А при спортивных нагрузках такие слабости вообще недопустимы.

Сегодня при углубленном медосмотре можно обнаружить практически все проблемы со здоровьем. Кроме тех, которые появляются уже по ходу. Например, спортсмен воспользовался запрещенным препаратом — мало ли тех же велосипедистов, которые умирали от передозировки амфетаминами?

— Что входит в комплекс обследований спортсмена?
— Сначала проверка функционального состояния: ЭКГ, УЗИ сердца, кардиограмма под нагрузкой — ПВЦ-170 или на беговой дорожке, анализ мочи, а также анализы крови: общий, на группу крови и биохимический. Затем осмотр у специалистов — ЛОР, офтальмолог, даже стоматолог. Исследуем на травматизм — в этом году всей команде БК "Киев" сделали мультиспиральную компьютерную томографию, которая показывает все бывшие переломы, вывихи, подвывихи, проблемы с хрящами... Но, заметьте, первым я назвал проверку сердца. Все идет от него.

В БК "Киев"-2 выступал Лев Китик, у которого не было никаких проблем, пока он не стал резко расти. Перевыработка гормонов роста привела к тому, что у Левы стало шалить сердце, не справлявшееся с такой нагрузкой. Мы проводили ежемесячное обследование каждого из молодых ребят, которые резко вымахали вверх, — сами понимаете, в этом возрасте нет гарантии, что все внутренние органы будут развиваться одновременно хорошо. Как видите, Роман Гуменюк и Вячеслав Кравцов уже дебютировали и в сборной Украины. А вот от услуг Китика в результате пришлось отказаться, чтобы не рисковать его здоровьем и жизнью.

ПРОФИЛЬ.
Имя: Владимир Павленко
Родился: 26 мая 1961 года в Киеве
Окончил Киевский медицинский университет (1984 г.)
С 1987-го по 1994-й гг. был сотрудником киевского государственного центра спортивной медицины. Курировал сборные по футболу, велошоссе, биатлону и санному спорту.
С 1994-го по 2004-й — главный врач Федерации футбола Украины.
С 2004-го — главный врач БК "Киев".

Александр Музыка