Датское "золото" под хорватским флагом

19 августа 2008, 20:32
"Золото" таки оставили датским яхтсменам, которые победили под хорватским флагом

Хорваты одолжили свою лодку датчанам, которые на ней приплыли к "золоту". Фото AFP

В парусном спорте Украина была вправе рассчитывать на высокие места, особенно в классе "49", где выступал экипаж в составе Родиона Луки и Георгия Леончука. Все-таки серебряные призеры прошлой Олимпиады, чемпионы мира 2005 года и третьи призеры недавнего чемпионата мира в Мельбурне. Однако у опытнейших спортсменов регата не заладилась: 6-е место в предварительных заплывах было лучшим достижением, была и дисквалификация, и отклонение от курса. Исправить ситуацию так и не удалось: в десятку на решающем 15-м рейсе Лука и Леончук не попали, у них 15-е место в итоговом протоколе.

Откат украинцев из когорты лидеров стал неожиданным, но в этом классе судов случился и серьезный скандал. Перед решающим рейсом у датского экипажа Варрер — Ибсен сломалась мачта, и они попросили на прокат судно у не попавших в финал хорватов. Датчане-то и стали олимпийскими чемпионами, но шли к "золоту"... под хорватским флагом на парусе. Это обстоятельство сильно смутило испанцев, которые финишировали вторыми.

Реклама

Испанская федерация быстро состряпала протест с требованием дисквалифицировать "неопознанный объект". Апелляция была принята, и в мировом парусном спорте произошел уникальный прецедент, а для организаторов Олимпиады — натуральное ЧП: пришлось отменить церемонию награждения! По версии испанцев, они не поняли, что их прямые конкуренты идут под чужим флагом. Специальной комиссии потребовалось два (!) дня, чтобы разобраться в инциденте, но вердикт оказался в пользу датчан. Хотя медали чемпионам и призерам (третьими стали братья Пекольт из Германии) вручили только на следующий день в понедельник. А вчера был отклонен и второй протест, в котором к испанцам присоединились итальянцы, которые со своего четвертого место было начали посматривать на "бронзу"...

Инструкция к Олимпийским играм прописана вроде бы четко, но правовая коллизия таки имела место. По словам специалистов "участники должны стартовать и финишировать под парусом своей страны" и "в случае поломки мачты допускается ее (мачты!) замена". Однако и в международных правилах, и в олимпийской инструкции ничего не сказано о запрете менять судно! Да и жалобы испанцев, мол, датчане сбили их с толку, легко подвергаются сомнению: в парусном спорте соперников знают в лицо, и узнают за милю, пусть даже они плывут на плоту.

В ФИНАЛЕ ТОЛЬКО МАСЛИВЕЦ

В классе яхт RS:Х украинцы тоже остались без медалей. Максим Оберемко занял 12-е место в мужской части соревнований. А вот Ольга Масливец пробилась в последнюю 11-ю гонку, "медальную", где выступают десять лучших. Но результаты предыдущих 10 гонок учитываются, а Ольга перед сегодняшним стартом занимала 8-е место, проигрывая претендентам на призы уже очень много.

Реклама

"Уйму энергии потратили на оснащение"

— Ребята выступили в силу сложившихся обстоятельств, — говорит Сергей Щербаков, тренер Луки и Леончука. — Новое оснащение судна пришло поздно, некоторые части вообще не дошли до Пекина, и спортсмены потратили уйму энергии на наладку механизмов. Видимо, этой энергии в регате как раз и не хватило, да и не везло катастрофически. Вот у датского экипажа с везением было все просто потрясающе. В финале произошел, конечно, уникальный случай с заменой судна. Я такого вообще не припомню!.

Андрей Богданов