Бразилец Сени стал первым вратарем, забившим 100 голов!

29 марта 2011, 12:12
Уникальный случай в истории мирового футбола: 38-летний бразильский голкипер "Сан-Паулу" Рожерио Сени забил сотый мяч в карьере

№01. Свой первый гол Сени забил в 1997, а лучшим для него стал 2005 год - 21 гол!

Уникальный случай в истории мирового футбола. 38-летний бразильский голкипер "Сан-Паулу" Рожерио Сени забил сотый мяч в карьере. Вратарей-бомбардиров в мире хватает, но такой сумме голов могут позавидовать и форварды. К примеру, в украинском Клубе Олега Блохина всего 26 человек, которые забили более сотни мячей, включая и советский период.

Еще в начале карьеры Сени задался вопросом: почему голкиперы, с хорошо поставленным ударом, не пробивают штрафные? Ветераны команды отмахнулись: "Это не дело вратарей". Но Рожерио поставил цель доказать обратное – и стал шлифовать неберущиеся штрафные своей правой. И первый свой гол забил именно со штрафного, в 97-м. За свою 21-летнюю карьеру Сени отыграл около тысячи матчей. Из сотни голов – 55 со штрафного, 44 – с пенальти, и один – с игры. Федерация футбольной истории и статистики считает, что у Сени 98 мячей, но сам кипер после знакового матча с "Коринтиансом" (2:1) надел футболку с цифрой 100. Еще два гола он забил в товарищеских турнирах. Самым урожайным для Сени стал 2005-й – 21 гол за год! Всю свою карьеру он провел в одном клубе. Становился чемпионом Бразилии и чемпионом мира, хотя и просидел весь мундиаль-2002 на скамейке.

Реклама

НАШИ ЗВЕЗДЫ. В украинском футболе вратари тоже забивают. До октября прошлого года – лишь с пенальти. С игры в нашей "вышке" первым отличился кипер "Кривбасса" Евгений Боровик, сравняв счет в матче с "Арсеналом" (1:1). В компенсированное время Боровик пошел на розыгрыш углового и головой забил мяч. А в 2008 году во второй лиге кипер черкасского "Днепра" Евгений Дейнеко забил "Едности" метров с 80. Выбивал вперед, мяч ударился о землю и, перелетев через вратаря соперника, оказался в сетке.

"Главная задач вратаря – не пропустить и начать атаку. Все остальное – это уже исключительные случаи, – говорит тренер вратарей "Шахтера" Дмитрий Шутков. – В нашей высшей лиге, если мне не изменяет память, было только два вратаря, кто решался бить пенальти, – Миша Бурч из "Волыни" и Олег Суслов из "Черноморца". Еще Владимир Гаврилов бил пенальти, играя в первой лиге. А потом, уже выступая за донецкий "Металлург", в кубковом матче с "Динамо" решил поучаствовать в серии послематчевых пенальти, и Шовковский его удар парировал. Этот промах стал для "Металлурга" фатальным. И больше Володя к "точке" не подходил. На тренировках я иногда практиковал пробитие пенальти, но акцент на этом не делал. Так же и сейчас: Пятов с Худжамовым на тренировках бьют по воротам. Но, скорее, чтобы немного отвлечься от основной работы. Мое отношение к вратарям-бомбардирам? Считаю, они стали таковыми не от хорошей жизни. Значит, в их командах не было игрока, умеющего хорошо пробивать штрафные и пенальти. А что касается случаев, когда вратарь бежит забивать в штрафную соперника во время стандарта, то у меня был собственный негативный опыт. В сезоне 1998/99 дома мы играли со "Звездой". На тот момент "Шахтер" отставал от "Динамо" всего на три очка. Нужно было побеждать, но счет был 1:1. И вот на последних минутах я побежал в атаку, а соперник перехватил мяч и поразил пустые ворота, мы проиграли 1:2".

ОТ "БУЛЬДОГА" ДО "УДАРА СКОРПИОНА"

Реклама

Звание самого импозантного кипера-бомбардира принадлежит колумбийцу Рене Игите по прозвищу "Сумасшедший", за свою карьеру забившему 38 голов. В нашей стране его прозвали клоуном после того, как в матче 1/8 ЧМ-90 с Камеруном в дополнительное время при счете 0:1 он решил на замахе обыграть Роже Миллу – тот "обокрал" горе-моталу и закатил мяч в сетку. Но был и другой Игита. В 95-м он явил миру "удар скорпиона", пятками через себя, которым вынес мяч с линии своих ворот в матче с Англией. Своим кумиром колумбийца считал парагвайский вратарь Чилаверт (в народе – "Бульдог") – и первый же гол в 89-м он забил с "точки" именно Игите. Чилаверт – единственный кипер в мире, сделавший хет-трик – все три мяча забил с пенальти. А всего у него – 62 гола. 38 – у мексиканца Кампоса. Оба закончили карьеру в 2004-м. А вот болгарин Иванков (42 гола) в свои 35 продолжает играть за "Бурсаспор".

МИХАИЛ БУРЧ: "ПЕНАЛЬТИ СТАЛ БИТЬ ПРИ МАРКЕВИЧЕ"

Реклама

18 марта 1992 года на 55-й минуте матча чемпионата Украины между "Волынью" и "Днепром" кипер лучан Михаил Бурч подошел к одиннадцатиметровой отметке и переиграл Валерия Городова. Этот гол принес победу "Волыни", а о голкипере-бомбардире узнала вся страна. Хотя до этого он уже с десяток лет как наказывал соперника с "точки", только в низших лигах союзного чемпионата.

- Я никогда не считал свои голы, но думаю, около двух десятков точно наберется, а то и больше. Забивать я начал в "Волыни", при Маркевиче, – признался "Сегодня" Михаил Бурч. – В детстве я и форвардом играл, так что мог мячом в любую точку попасть. А на тренировках били с вратарями друг другу пенальти. И вот в чемпионате пошла у нас черная полоса – не забили несколько 11-метровых подряд. А тут в матче с Винницей назначают пенальти. Маркевич говорит: "Раз ты такой пенальтист – бей". Я забил. С тех пор регулярно бил. Помню, как-то после шести туров я с пятью голами был лучшим бомбардиром чемпионата. И лишь однажды в карьере не забил, запорожскому "Металлургу", – попал в штангу.

- Как форварды к этому относились?
- Ставили мяч на отметку и кричали: "Миша, иди бей". Особенно, при 0:0 или 1:1. Ответственность на себя никто не хотел брать. Я смотрел всегда на вратаря. Замах, пауза – вратарь падает в одну сторону, я бью в другую. Ну и отрабатывал конечно удар – по 50 пенальти за тренировку бил.

- Больше волновались, когда сами били или когда приходилось ловить?
- Нервничал, когда мне били. У нас ведь скажут: вон, он забивает, а ловить не умеет. Хотелось доказать, что и ловить я умею. Получалось, отбивал...

- Только с пенальти забивали?
- Раз, со штрафного. В Польше за "Петрохимию" (Плоцк). Мы выходили в первую лигу, выигрывали (2:0), и я отважился на последних минутах ударить штрафной. Пробил на силу – в "девятку". Но больше я не ходил бить штрафные. Опасно. Вдруг попадешь в стенку, контратака, и пропустить можно.

- Как вас подпустили к "точке" в польском клубе?
- Я сразу сказал тренеру, что бью пенальти. Они подняли украинские газеты, увидели, что я не обманываю, и тренер дал добро. А вот в Словакии мне запрещали бить с "точки". Был случай, мой "Хемлон" играл с грандом – братиславским "Слованом". За две минуты до конца матча судья назначил пенальти в ворота соперника. Должен бить наш капитан. Но он испугался, говорит: "Бей, Михаил. Ты не местный, промахнешься – тебе ничего не будет". Я забил, а мы выиграли – 1:0. После матча тренер говорит: "За победу получите премиальные, а Бурч оштрафован, не выполнил тренерскую установку".

- А поощрения были?
- При Союзе, помню, играем принципиальный матч с Сумами. Я забиваю пенальти и отбиваю "точку" соперника – 1:0. После игры меня вызвали в обком, говорят: "Выбирай, что хочешь". Говорю: "Жениться буду, дайте квартиру". И мне выделили однокомнатную в Луцке.

- Вы были тренером вратарей "Волыни", учили их бить стандарты?
- Нет. Все-таки задание вратаря – стоять на воротах. И голкиперы не особо рвались к отметке, да и Кварцяный из всех вратарей доверял только мне бить пенальти.