Борец Жан Беленюк: "В эйфории не заметил, как делали швы"

9 апреля 2014, 09:36
Новоиспеченный чемпион Европы в греко-римской борьбе рассказал, как простыл перед соревнованиями, о своем рассечении, проблеме с жильем и о том, почему в соцсети он – Ваня

Жан Беленюк. Фото Фейсбук

Прошлым летом мы уже общались с Жаном – сыном украинки и летчика из Руанды, погибшего во время военного переворота в этой африканской стране. В июле 2013-го Беленюк взял "бронзу" на Универсиаде в Казани. ""Я украинец, родился и вырос здесь. Всю жизнь живу с мамой, отца видел только на фото. В Руанде никогда не был, но в планах, после окончания карьеры, такая поездка есть", – рассказывал нам Жан. Вчера повод для интервью был более весомым – "золото" чемпионата Европы в Финляндии.

- Жан, пришлось бороться не только с соперниками, но и с простудой?
- На сборе была такая ситуация: в окно светило солнце, но был сильный ветер, и я не усмотрел – вышел на улицу без шарфа, бегал, и меня чуть продуло. Температуры особой не было, но за шесть дней до начала соревнований чувствовал себя не очень хорошо: насморк, в горле першило. Когда ехал, уже было более-менее, но в чем загвоздка всей ситуации – после таких простудных вещей организм все равно так быстро не восстанавливается, и я переживал, чтоб функциональная подготовка не снизилась. По прилете чувствовалась небольшая слабость, но я боролся в последний день, и за три дня, которые были до старта, успел адаптироваться, так что к соревнованиям подошел в оптимальной форме.

- В полуфинале вы побороли именитого россиянина Мишина. Ваш тренер говорил, что это ваш кумир. Какие чувства испытывали?
- Не могу сказать, что он прямо кумир... Да, когда он выиграл Олимпиаду, мне было 13 лет, следил за его борьбой, и очень уважаю его как спортсмена: он уже длительное время в обойме, с отличной технической и тактической школой. Так что настраивался на него очень серьезно, знал, что у него так просто не выиграть, и нужно делать какие-то экстраординарные вещи. Пришлось его бросать, и получилось: бросок удался, положил его, слава Богу, схватка закончилась в мою пользу.

- В финале вам противостоял хозяин соревнований. Как реагировала публика?
- Адекватно. Конечно, поддерживали финна, но не было каких-то возгласов против меня.

- Вы получили травму головы. Что там случилось?
- Столкнулись с соперником, получил рассечение, неглубокое, но длинное. Сперва мне надели повязку, чтобы не текла кровь, но повязали ее низко, было плохо видно, надбровные дуги смещались чуть вниз, и это причиняло дискомфорт. Поэтому я ее немного поднял, и после этого так понял, что кровь она уже особо не могла останавливать. В общем, кровь шла не так сильно, но все-таки сочилась. А потом пришлось накладывать швы, но я в эйфории даже не почувствовал, как мне зашивали рану. На бровях, на лбу очень много швов, но все нормально, ничего страшного.

- Повязку выбросили – или оставили себе на память?
- Да нет, когда пошел, чтобы мне зашили рассечение, – ее сразу выбросили. Ничего оставлять не собирался, главное – это мои воспоминания, опыт и медаль.

- Победу как-то отмечали?
- Еще нет. Сейчас отдыхаю, принимаю поздравления... Пару дней нужно, чтобы прийти в себя, очень много тренировались. В субботу перед стартом так и настраивал себя: отборюсь, вернусь в Киев – и буду уже отдыхать. А так – планирую как-то собраться с друзьями, отметить.

- Как в Финляндии реагировали на нашу сборную, были ли разговоры о ситуации в Украине?
- Да, разговоры, конечно были. Там, кстати, был только один русский канал, постоянно его смотрели, там показывали новости, и складывалось такое впечатление, что конкретно в России проблем никаких нет, проблемы только в Украине... Пообщался с борцами из России, и понял, что они видят ситуацию точно так же, как им ее и показывают. Я придерживаюсь кардинально противоположной точки зрения, но в этом плане мы друг над другом разве что подшучивали. Никакой ругани между нами быть не может, мы борцовская семья, просто они патриоты своей страны, со своей точкой зрения, а я, как патриот Украины, – со своей. Так что максимум – это небольшое подтрунивание друг над другом.

- Финляндия вам понравилась?
- Мы были не в Хельсинки, а в городке неподалеку от аэропорта, там даже смотреть нечего: один супермаркет и гостиницы. А так – чистенькая страна, хорошие дороги. Единственное – плохо кормили, скажем так, дешево, не на те деньги, которые мы платили, но это не самое главное. Все-таки мы там были не так долго, чтобы соскучиться по вкусной украинской еде.

- Местные случайно не искушали вас знаменитой финской водкой?
- (Смеется.) Нет, мы же непьющие. Да и при желании времени ни у кого не было пройтись по этим делам.

- Какую-то премию от Ассоциации спортивной борьбы Украины, государства вам обещают?
- Ассоциация небольшую премию мне выделила, а что касается государства – не знаю, на самом деле сейчас такая ситуация в стране, что сложно что-то предполагать. Моя главная цель – это титул, который мне уже достался, а там будет видно. Все знают, что я живу с мамой в небольшой квартире, обещают заняться этим вопросом, пишут письма. Мы с матерью и на очереди стоим долгое время, но это такое... Я понимаю, что в данной ситуации этими делами никто заниматься не будет. Думаю, когда стану олимпийским чемпионом, у меня уже будет достаточно средств, чтобы организовать собственное жилье. Ну, а пока квартирный вопрос – самый актуальный для меня, потому что я взрослый молодой человек (Жану – 23. – Авт.), а мы живем с матерью в 16 квадратах.

- Мама как встретила вас?
- Ну, как мама: рада была, говорит, что гордится мной. Хотя, в общем, гордилась и до этого, она-то меня любит вне зависимости от того, чемпион я или нет.

- Кстати, в сети "ВКонтакте" вы зарегестрированы как Ваня Беленюк. Почему Ваня?
- Социальная сеть не позволяет зарегистрироваться как Жан. Хотел изменить имя, но мне его не меняют, может, думают, что такого имени быть не может... А Жан – это же Иван на русский манер, так что я чуть-чуть подкорректировал, чтоб было ближе к нашему региону. Если они думают, что Жаном людей могут звать только во Франции, то буду Иваном, ничего страшного.

- Вообще в соцсетях много времени проводите?
- На сборах – больше, в Киеве – меньше. Могу фильм посмотреть, а друзей, с которыми я переписываюсь, у меня не так много, и чаще даже созваниваюсь с ними.

- Каковы планы после отдыха?
- Расслабляться нельзя. На сентябрьский ЧМ в Ташкенте я уже отобрался, нужно подойти к нему в наилучшей форме.