Борец Жан Беленюк: "Был шокирован тем, в каких условиях некоторые люди живут в Руанде"

30 марта 2017, 10:05
Украинский борец рассказал о поездке в Руанду, обычаях африканской страны и общении с родственниками

Жану Беленюку приходилось ходить в Руанде в местном одеянии. Фото Instagram

26-летний серебряный призер ОИ-2016 по греко-римской борьбе Жан Беленюк рассказал нам о том, как его нашли родственники после Рио, что удивило в отношениях руандийцев и об авторитете отца.

- Жан, когда у вас появилась идея впервые после стольких лет посетить родину отца, Руанду?

Реклама

- Я планировал поехать уже после завершения своей карьеры и попытаться отыскать родственников, но так получилось, что после Олимпийских игр-2016 родственники нашли меня. Мы начали обсуждать поездку, и вот удалось слетать к ним в марте. Турецкие авиалинии предоставили мне билет в Руанду.

- Как вас нашли родственники?

- Длинная история. Через послов. Когда я стал вторым в Рио, начали говорить, о том, что есть парень из Украины, папа у него руандиец. Руандийский представитель, который был на Олимпиаде, этим заинтересовался: чей ребенок, надо найти родственников. Таким образом запустили этот процесс. Так сложилось, что есть парень, с которым у нас общие знакомые, борцы. Он работает в Руанде. И у него были вопросы с визой, он обратился в консульство. Консул спросил: "Можешь в Украине отыскать такого парня, как Жан Беленюк?" Он говорит: "Так вообще не вопрос. У нас даже есть общие знакомые". Так мы и наладили связь.

Реклама

- Что вас больше всего впечатлило в поездке?

- Когда я ехал туда, вообще не знал, чего ожидать, потому как никогда не был в Африке. Я понимал, что это не особо богатый в плане человеческой жизни континент. Но тем не менее был шокирован тем, в каких условиях некоторые люди живут, в деревнях, например. Я знал, что даже у нас в стране в каких-то глухих селах люди тоже живут не очень хорошо. Но там 90% населения проживает в деревнях, поскольку в городе жить очень дорого, и немногие могут себе это позволить. Руанда по территории чуть меньше, чем Киевская область. И у меня получилось объездить ее вдоль и поперек за эти две недели. Я посмотрел на их быт, на условия жизни.

Есть много нюансов. К примеру, первый раз в жизни увидел именно в этой стране, как мужчины ходят друг с другом за руку. Как у нас девочки, бывает, так у них мужчины. Вначале я думал: может, нетрадиционная ориентация. А потом узнал, что для них это нормально. Если это близкие друзья, они могут так ходить. Я был немного удивлен: двое мужчин идут за руку, и не то что просто близко идут, а вот так, нежно держа друг друга за руку, даже поглаживая ее. Представляете? Я такого никогда не видел.

Реклама

- Как вас родственники встретили?

- Нормально встретили. Просто нужно понимать, что это совсем другой мир, там другие законы и традиции. Поэтому то, что для нас считается нормальным, у них ненормально, и наоборот. У них нет особого понимания о спорте. Вот я занимаюсь греко-римской борьбой, а они спрашивают: "Как в нее играть?" То есть они даже не понимают, что это. Со спортом там вообще очень сложно.

- До того, как приехали в Руанду, знали, что у вас есть сестра?

- Знал. Мне прислали заранее фотографии. У меня еще брат есть – я просто не выкладывал фотографии. Как отреагировали на знакомство? Ну, сестра более эмоционально, как все девушки. А брат более сдержанный.

- Про отца удалось узнать все, что хотели?

- В принципе, да. Узнал нюансы его гибели. Не буду вдаваться в детали. Но мне было очень приятно узнать, что это был уважаемый человек, очень авторитетный. Много людей хотели со мной встретиться, просто в честь того, что я его сын. Для меня это было очень показательно. Поэтому понимаю, что, по идее, должны быть неплохие гены (улыбается). Он был очень образованный. К сожалению, погиб в достаточно молодом возрасте. Ему, по-моему, было 35 лет. И смерть тоже была непростая, связанная с политикой. У них была гражданская война. Это сложная система, сложная страна, очень непростой режим и сейчас тоталитарный. Много не хотелось бы рассказывать, потому что если это переведут и попадет в руандийские СМИ, то будут проблемы у моих родственников. Поэтому не хочу даже это освещать. Все равно это ничего не решит, а только может навредить.

- Родственники поделились фотографиями на память?

- Практически все фотографии с моим отцом я переснял на телефон, потом распечатал. У меня теперь есть вся информация. Много узнал о культуре и про реалии руандийской жизни. Абсолютно доволен своей поездкой и считаю, что она очень показательная и знаковая для меня - для того, чтобы понимать свои корни. Ведь до 26 лет я, конечно, осознавал, что у меня еще кто-то есть, но вообще не подозревал, что с ними познакомлюсь. Для меня единственный родной человек была моя мама. В любом случае я понял, что родина – там, где ты родился, вырос.

- Что узнали о культуре, традициях Руанды?

- Люди там очень верующие. У них принято сохранять девственность до брака. Женятся, как правило, во-первых, те, у кого есть деньги на свадьбу, а во-вторых, по окончании учебы. Мой дядя женился в 30 лет. До этого у него не было никаких отношений, и у его жены, соответственно, тоже. И таких очень много. Преобладает католичество, но есть ответвления, есть много сект. Еще у них принято, если женщина приготовила ужин, хочешь не хочешь, ты должен почтить ее своим присутствием на трапезе. У нас более демократично, а у них, если пропускаешь ужин, это считается неуважением. И здесь не принято ходить в шортах. Не знаю, с чем это связано. Собирался встретиться с другом, а он был со своей девушкой. И я по незнанию начал надевать шорты, потому что жарко, парит. И он, когда это увидел, спросил: "Ты собираешься в таком виде присутствовать в обществе девушки?! Так не положено". В чужой монастырь со своим уставом не ходят, поэтому прислушивался ко всему, что он мне говорил, и подчинялся. А еще они носят все на голове, а не в руках. И порой вещи сумасшедших размеров и веса. Даже не знаю, что у них в этот момент происходит с позвонками, как они не вылетают и не травмируются. И они хорошо балансируют: человек может упасть, но то, что на голове, стоит и даже не дергается.

- Сувениры из Руанды везли?

- Сувениров привез очень много. Помимо всего прочего, мне три костюма национальных подарили. Перевес посылки был 10 кг. Я вез 56 кг всякого добра оттуда – не пускали в самолет (смеется). Я начал рассказывать: ребята, я везу африканскую силу в Украину, популяризирую вашу Руанду в европейской стране, вы не можете меня не пропустить (смеется)! И они все-таки сдались.

- Не хотелось остаться подольше в Руанде?

- Я, честно говоря, подустал и уже хотел ехать домой.

- Планируете еще раз поехать?

- В ближайшее время нет. Может, чуть позже. Я планирую путешествовать, но мои путешествия не ограничиваются одной африканской страной - есть еще много мест, которые хочу посетить.