Боец Жан Беленюк: "Я не обращаю внимания на судей. Мое дело – выходить и бороться"

25 августа 2016, 15:18
Спортсмен рассказал о том, как оценивает результаты выступления украинцев в Рио

Жан Беленюк. Фото: facebook.com

Серебряный призер Олимпийских игр в Рио Жан Беленюк стал гостем программы "Утро с Интером". Борец рассказал о том, как оценивает результаты выступления украинских спортсменов, держит ли обиду на грузинского судью за ускользнувшее "золото", как провел день финального поединка и, конечно же, о планах на будущее.

– Жан, с каким настроением вернулись, как оцениваете результаты?

Реклама

– В принципе Олимпийские игры прошли для нас удачно. Мы делали хорошую работу по подготовке, подошли к этим соревнованиям без травм и,  я считаю – удачно выступили. Даже учитывая, что нет золотой медали – все равно. Для меня это первая Олимпиада. И я доволен, что привез серебро.

– Жан, вы – спортсмен и видите ситуацию изнутри. На этой Олимпиаде, слава Богу, были медали. Но все равно их было меньше, чем на прошлых играх. В чем причина, как вы думаете?

– В том, что спорту уделяется мало внимания, мало  финансирования и всего остального.  И что в каждой федерации – какие-то свои постоянные интриги. Каждый хочет продвинуть своего спортсмена. Много людей, которые в Министерстве, в принципе, занимают не свои должности. Кроме вреда они ничего не приносят спорту.  Все эти моменты в совокупности влияют непосредственно на результат. И, если ничего не поменяется, на следующей Олимпиаде будет еще меньше медалей. Это – очень серьезный  звоночек, потому что у нас никогда не было меньше 20-ти медалей. А сейчас – 11, то есть, минус 50%. Это очень позорно для такой большой страны, как Украина, показывать такие низкие результаты.

Реклама

– Расскажите про свои чувства, первая медаль. Что это для спортсмена, что для вас это лично? Это цель всей вашей жизни?

– Да, все спортсмены стремятся получить Олимпийскую медаль, потому что Олимпиада в нашем виде спорта – максимальная вершина, на которую можно подняться.  Я к этому стремился 16 лет.  Слава Богу, она у меня теперь появилась.

– А вам уже верится, осознаете себя призером Олимпиады? Уже свыклись с этим статусом?

Реклама

– Я отношусь, в принципе, спокойно ко всем статусам и всем своим регалиям. Поэтому – верю.

– А во время подготовки что было с финансированием, медициной?

– С медицинским обеспечением есть проблемы, как и с  финансированием поездок, сборов.  Здесь есть свои нюансы, о которых нужно разговаривать с людьми, которые все это организовывают. У нас есть Президент Федерации, который все такие моменты компенсирует из своего кармана. А потом ему деньги эти возвращают или не возвращают, это уже такой вопрос. Но он нас оградил от этих проблем. Некоторые другие федерации настолько не помогают своим спортсменам.

– Как отличается система оплаты наших спортсменов от финансирования спортсменов других стран?

– Смотря о каких странах мы говорим. На постсоветском пространстве система – как у нас, по сути. Государство полностью обеспечивает спортсменов. А что касается  других стран, то там государство может не поддерживать  спортсменов. Просто они сделали такие условия, когда есть бизнес, заинтересованный  поддерживать спортсменов. И спортсмены там не чувствуют никакой ущемлённости в финансовом вопросе. У нас – все на плечах государства, но оно не справляется. Обычный спортсмен,  допустим, Чемпион Украины  и номер один в своем виде спорта, но особых заслуг у него нет, получает порядка 3-х тысяч гривен зарплаты в Министерстве. Вот сами и подумайте, можно ли на эти деньги прожить, и как долго.

– Олимпийский цикл был долгим. Верится, что он уже закончился и сейчас нужно начинать все сначала?

–  В олимпийском цикле – не только олимпийские игры. У нас будет и Чемпионат Мира, и Чемпионат Европы. Поэтому он прошел как-то незаметно. Вроде бы только что была лондонская Олимпиада– и уже в Рио закончилась.  

- Вы двигаетесь от цели к цели?

- Да. Я старался прогрессировать от соревнования к соревнованию и двигался вперед, занимал призовые места. А вообще, когда мы прилетели после Лас-Вегаса,  я подумал: до Олимпиады остается одиннадцать месяцев. И они настолько быстро пролетели… Вроде бы, еще уйма времени, а смотришь – уже полгода осталось, потом – два месяца, а вот – мы уже в Рио… Все очень быстро. Моя бабушка всегда так говорила: "Жизнь настолько быстро пролетит, что нужно наслаждаться каждым ее моментом".

- Расскажите о дне, когда проходил финал. Как вы себя чувствовали, как настраивались?

- 15 августа 2016 года… Я хотел, чтобы это день побыстрее закончился. Накануне очень тяжело было заснуть. Потом рано проснулся, ходил, не мог найти себе места. Нервозность такая, когда ты знаешь, что очень много людей верит в тебя и ждет хороших результатов. Это постоянно довлеет над тобой. С самого утра думал: "Ну, давайте уже мне кого-то побороться, потому что меня уже рвет на части!" И я молился Богу, чтобы этот день побыстрее закончился, потому что напряжение дошло до такой степени, что было очень некомфортно.  И я рад, что все прошло и прошло, по моему мнению, достаточно удачно.
 
- Вы сметали своих соперников по пути к финалу…

- Но в финале мне хороший соперник попался, плюс – нюансы  по судейству. Нужно выигрывать в любых ситуациях, но в этот раз, к сожалению, не вышло.
 
– Вы пересматривали потом схватку?

– Пересматривал. Там были и мои ошибки, конечно, но видно было достаточно предвзятое отношение ко мне. Но, вы понимаете, там все было сделано достаточно профессионально, так, что придраться-то особо и не к чему.  Например, чуть больше времени дал в партере. Я уверен, что, если бы я был в партере, мне бы столько атак сделать не дали.  Что-то заметил с моей стороны, не заметил с его… Но это уже все – история, что говорить о том, что уже произошло? Мы двигаемся вперед и верим в нашу победу в будущем.

– А вообще это нормально, когда судья, грузин Казарашвили, отдает победу вашему сопернику, своему соотечественнику? Грузин судит грузина.

– Мое дело – выходить и бороться. А кто у нас судит… этим должны заниматься люди, которые за это отвечают. Я не обращаю внимания на судей, и, тем более, до схватки не выясняю, кто меня будет судить. Я вообще их особо не знаю, честно говоря, не запоминаю. Когда меня спрашивают, кто судил, – я не в курсе, кто судил, потому что это не в моей компетенции.

– Когда вернетесь к тренировкам?

– Как только мне захочется. Пока нет такого желания (смущенно улыбается) Я очень много работал для того, чтобы в Рио показать максимальный результат, выкладывался на сто процентов. Но, видите, чего-то не хватило. Момент везения, может быть. Момент настроя на схватку…
 
– Какие у вас дальнейшие цели?

– Сейчас буду ездить в Германию на соревнования Бундеслиги, выступать чуть-чуть. Еще будет турнир в Баку, на который я должен поехать, в нем все призеры европейских и мировых форумов должны участвовать обязательно.  А долгосрочные – это, конечно, пройти еще один олимпийский цикл, показывая хорошие результаты, и постараться завоевать желанное золото на Олимпиаде в Токио.