Австралия теряет по $50 млн на каждом Гран-при

17 марта 2012, 13:30
Организаторы Гран-при Австралии готовы отказаться от этапа из-за его неприбыльности. Возможен ли этап в Украине?

В этот уик-энд в Австралии стартует 63-й сезон чемпионата мира в Формуле-1. Фото AFP

В этот уик-энд в Австралии стартует 63-й сезон чемпионата мира в Формуле-1, который станет семнадцатым по счету для гоночного этапа в Мельбурне. Начиная с 2008-го года, судьба Гран-при Австралии находится на волоске из-за сложных переговоров о продлении контракта между генеральным промоутером "Королевских гонок" Берни Экклстоуном и правительством штата Виктория.

С одной стороны, организаторы готовы отказаться от этапа из-за его неприбыльности: ежегодные потери государства составляют около $50 млн и продолжают расти. С другой стороны, Формула-1 в Австралии, с 1985 года и имеет высокую популярность среди местных жителей. В сезоне-2011 автодром Мельбурн-Парк во время гоночного уик-энда посетили более 300 тыс. человек.

Реклама

По словам Экклстоуна, у него есть несколько вариантов для замены Гран-При Австралии в календаре чемпионата мира. Одним из главных требований босса Формулы-1 было появление в Австралии ночной гонки, ведь из-за разницы во времени с Европой стартовый этап сезона теряет деньги на телетрансляциях. И если до 2015 года ситуация в переговорах не изменится, а в Австралии не появится заинтересованный в сотрудничестве с "Королевскими гонками" частный инвестор, Мельбурн может больше не увидеть Формулу-1.

На данный момент большинство из 20-ти Гран-при являются убыточными, причем выживает тот, у кого есть мощная поддержка государства и крупных транснациональных компаний. В последние годы мультимиллионный гоночный проект исследует богатый азиатской и ближневосточный рынок, гарантированно получая прибыль от "новичков" серии, подписавших долгосрочные контракты – Гран-При Бахрейна, Абу-Даби, Индии, Китая и Кореи.

Примечательно, что Бахрейн может позволить себе сорить деньгами, заплатив вступительный взнос для участия в чемпионате мира, чтобы затем его же отменить из-за проблем с логистикой, спонсорами и непростой политической ситуацией. Подобную роскошь консервативная Европа себе позволить не может, тем более после финансового кризиса.

Реклама

Если проанализировать выгоды и убытки австралийского этапа, то на первый план в строку доходов для организаторов Гран-При входят спонсорские контракты, продажа билетов и прав на телетрансляции, доходы от рекламы, которые могут подкрепляться либо государственными дотациями, либо частными инвестициями, если проект не выходит "в ноль".

Так, в феврале Гран-При Австралии потерял своего титульного спонсора – компанию DHL, в результате чего организаторам этапа в срочном порядке пришлось искать деньги на подготовку к мартовской гонке. В итоге был подписан договор с местной авиакомпанией Qantas, которая ранее уже спонсировала австралийский этап, но из-заснижения доходов от авиаперевозок была вынуждена свернуть инвестиции в автоспорт. В результате соглашения, организаторы смогли привлечь финансовые ресурсы для покрытия расходов на транспортировку и размещение команд-участниц, подготовки гостиниц, ресторанов и других инфраструктурных объектов, а также – беспрерывную работу технических служб и служб безопасности на автодроме.

Что касается посещаемости Гран-При Австралии, то после переноса этапа из Аделаиды в Мельбурн в 1996-м году зрительский интерес значительно упал, что отразилось на продаже билетов. В 2009-м году был зафиксирован антирекорд Гран-При Австралии – 285 тыс. человек. Это при том, что в 90-е годы в Аделаиде посмотреть гонки на автодроме собиралось более полумиллиона зрителей.

Реклама

Организаторы Гран-При готовятся инвестировать еще около $8 млн. в облагораживание территории вокруг автодрома, а местные политики недовольны неуклонным снижением экономических показателей. За последние три года убытки Гран-При Австралии составили $124 млн.

А ЧТО У НАС? А может ли Украина позволить себе построить современный автодром для Формулы-1 и ежегодно тратить до $50 млн на проведение гоночного этапа? С этим вопросом Сегодня|Спорт обратился к главе Киевской областной государственной администрации Анатолию Присяжнюку, который признался, что на сегодняшний день строительство гоночного трека в Киевской области "заморожено" и ожидает инвестиций: "Ситуация не изменилась с прошлым годом. Инвестор не подтвердил финансовую состоятельность для строительства объекта. Мы сейчас ведем переговоры с россиянами, так что идею постройки автодрома не отбрасываем".

По словам Присяжнюка, проект трека даже не прошел пока экспертную оценку в Европе, а у государства нет времени, возможностей и денег для согласования этого вопроса. "Если будет частный инвестор, то убытков от проведения Гран-При не будет никаких, ведь на это не будут потрачены государственные средства. Что касается выгод, то это неизменно приведет к постройке надлежащей современной инфраструктуры и значительному притоку туристов", – отметил Присяжнюк.

Президент Автомобильной федерации Украины Евгений Червоненко, в свою очередь, высказал мнение, что в Украине нет заинтересованных лиц, которые могли бы инвестировать в строительство автодрома и появление гоночного этапа Формулы-1: "Нынешняя ситуация не позволяет стране финансировать столь широкомасштабные проекты. У нас строится трасса в Крыму, которой занимается русский инвестор, но не известно, пройдет ли она в дальнейшем экспертную оценку у руководства Формулы-1. К тому же, чтобы принимать участия в чемпионате мира, нужно заплатить первый взнос, а это – от $30 до $50 млн. Конечно, если Формула-1 придет в Украину, значительно возрастет туристический интерес к нашей стране, это позитивно повлияет на ее имидж. У нас уже сейчас есть этап "Ялта Ралли", который собирает до 300 тыс. туристов".

Интерес украинских любителей автоспорта к Формуле-1 достаточно высок уже на протяжении более чем десяти лет, однако появление в Украине гоночного этапа "Королевских гонок", по словам Червоненко, возможно лишь при огромной поддержке государства и крупных компаний.

Юрий Семенович