Анна Музычук: "В Иране постоянно переживала, чтобы платок, не дай Бог, не упал"

4 апреля 2017, 08:19
Чемпионка мира по быстрым шахматам и вице-чемпионка в классике – о мучении в платках и деньгах за ЧМ

Анна Музычук / Фото: Сергей Ревера

- Анна, вас признали лучшей спортсменкой 2016 года в неолимпийских видах. Довольны?
- На самом деле не так, чтобы очень, ведь это не соревнование, и от меня здесь ничего не зависит. Но, естественно, очень приятно побеждать – моя сестра Маричка (чемпионка мира-2015. – Авт.) сделала это в прошлом году, я – в этом. Я занимаюсь шахматами 25 лет (Анне – 27. – Авт.), значит – мою работу ценят. Конкуренция в борьбе за звание? Мы все спортсмены и, думаю, что в первую очередь, мы украинцы – одна семья.

- Болели за кого-то в других номинациях "Героев года"?
- Больше всего – за гимнаста Олега Верняева и борца Жана Беленюка. Выступления Верняева на Олимпиаде я видела лично. Когда он спрыгнул, и еще было непонятно, какие оценки получит, и начали говорить, мол, он что-то неточно сделал, по его лицу было понятно: он – победитель. Я была очень рада за Верняева.

- По какому принципу выбирали платье для награждения?
- Особой подготовки не было. Мы приехали из Львова, и до церемонии еще нужно было решить кое-какие дела, поэтому, к сожалению, не могли взять такое прям вечернее платье. И выбор на черном остановила по принципу, чтобы сильно не помялось (смеется).

- Раньше у вас были длинные волосы, а теперь практические идентичные прически с сестрой Марией. Вы договорились?
- Нет, само собой получилось. Просто длинные волосы дольше укладывать (смеется).

- Но на ЧМ-2017 в Иране их под платком было не заметно. К слову, насколько комфортно вам игралось с покрытой головой?
- То есть – насколько некомфортно (смеется). Ну да, к сожалению, в Иране такие законы, что платки нужно надевать прямо при выходе из самолета. В Тегеране его можно было снять только в гостиничном номере, но выходишь куда-то – снова надеваешь. Я понимаю, если официальные лица приезжают на пару часов или на день и ходят в платке. Но я там пробыла фактически месяц, и это, конечно же, неудобно. В том числе и играть. Партия длится несколько часов, и нужно постоянно переживать, чтобы он, не дай Бог, не упал. Во время партии я люблю немножко покрутить головой, размять шею. А там сделать этого не могла – приходилось куда-то выходить, чтобы снять платок, а потом надеть его обратно. Мы уже начали прикалывать их заколками. Но неудобство приносил не только платок. Кофта должна быть с длинным рукавом, полностью закрывая руки, то же касается и длинных брюк. Поэтому в первый день было ужасно жарко, и мы начали на это жаловаться. Вообще для женщин Иран – не совсем удобная страна, и моя сестра Маша принципиально туда не поехала.

- В зависимости от итога партий мы пытались вычислить ваш счастливый платок. У вас он был?
- Я об этом не думала. Бывает, какую-то одежду хочешь надеть просто по настроению.

- Насколько итог мартовского ЧМ закономерный? Ведь вы – сильнейшая в мире в быстрых шахматах, на тай-брейке в финале многие ставили именно на вас, а не на китаянку Тань Чжунъи.
- Это второе место – лучший результат в моей карьере в классических шахматах. Конечно, по нокаут-системе очень обидно уступать именно в финале. В 2016-м я выиграла два чемпионата мира и шахматную Олимпиаду, и это была самая большая мечта в моей жизни – выиграть этот третий мировой титул. Я очень расстроилась. Удивила ли чем-то китаянка? Она моложе меня на год, и мы начали играть с ней еще на турнирах до 10-12 лет. А проигрыш... Ну просто очень тяжело самой находиться в Иране. Все-таки она приехала с тренером, и было еще много людей, которые ей помогали. Ну и, конечно, были шахматные моменты, в которых я допустила больше ошибок, чем она.

- Какие теперь планы на год?
- Личный чемпионат Европы стартует уже 10 апреля в Риге.Мы едем туда с Маричкой. Уровень турнира очень высокий, несмотря на отсутствие китаянок и двух сильных девушек из Индии. У меня будет первый рейтинг, у Марички – второй. Еще в этом году ждут командные чемпионаты мира и Европы.

- Недавно появилась информация, что вам не выплатили призовые за ЧМ-2017 ($30 000 за 2 место). Как дела обстоят сейчас?
- У нас по контракту призовые должны быть выплачены в течение двух недель по окончании турнира. Они прошли, но денег пока нет. И это первый случай в моей практике, когда деньги не перечислили вовремя. Обычно выплачивают их даже раньше прописанного срока. Да, ситуация не очень приятная, но, думаю, что все решится. Был президентский совет ФИДЕ, и они пообещали, что в ближайшем будущем все отдадут.