Альгимантас Павилонис: "В Литве тоже была конфронтация"

24 сентября 2008, 08:45
Бывший глава НОК и федерации баскетбола Литвы, инспектор ФИБА стал директором украинской Суперлиги. Он рассказал нам, какие задачи перед ним стоят

Альгимантас Павилонис. Фото AFP

— Альгимантас, предложение от президента ФБУ Александра Волкова стать директором чемпионата стало для вас неожиданностью?
— Не могу так сказать. Разговор на эту тему шел уже несколько лет. Раньше это было на уровне идеи, а сейчас — конкретное предложение.

— Что значит — директор чемпионата? Каковы ваши функции?
— Об этом лучше спросить членов президиума ФБУ. Задачи будут формировать они. Хотя основные проблемы мне известны. В украинском баскетболе возникла довольно непростая ситуация. Но она для мира баскетбола не является чем-то оригинальным (смеется). Проблемы отношений между федерациями, лигами, клубами по-своему решались во многих странах.

Реклама

— Можете привести европейские примеры?
— Лучше всего я знаю, конечно, Литву. У нас более десяти лет существует пять или шесть лиг: LKL, NKL и так далее... И долго перехода команд между этими лигами не было. Федерация не проводит чемпионат ни в одной из них. Когда в 1994 году я был выбран президентом литовской федерации баскетбола, мы поставили задачу провести децентрализацию. Чтобы все лиги, в том числе женские, школьные, лига маленьких городов, сами проводили соревнования, искали спонсоров, развивали баскетбол. При этом все они должны были входить в состав федерации, а их главы — в руководящий состав федерации. Чтобы была координация.

— Но в Литве не было такой ситуации, как сейчас в Украине, когда клубы разделились на два лагеря?
— Нашим плюсом было то, что почти все сильные клубы создали сильную лигу. Это произошло в 1993 году, инициатором создания такой профессиональной лиги был Шарунас Марчюленис, который был одним из тех, кто стоял и у истоков NEBL.

— Вы будете создавать основу для будущей профессиональной лиги на основе Суперлиги или искать пути компромисса с УБЛ?
— Для начала мне нужно рассмотреть всю структуру украинского баскетбола и найти оптимальное решение. Повторюсь: во многих странах много лиг существуют параллельно, между некоторыми есть переходы, в других — нет. Вариантов много, у каждого есть плюсы и минусы. Наличие нескольких структур указывает на конкуренцию, это хорошо. Но насколько долго так может быть — вопрос. Что хорошо для большой баскетбольной страны, плохо — для других... Думаю, я могу дать какие-то рекомендации, предложения, а принимать решение должна украинская сторона, ваша баскетбольная общественность... Плохо только то, что процессы, которые сейчас происходят в украинском баскетболе, какие-то очень нервные, сопряжены с личными обидами. Личные моменты нужно отделить от дискуссии о модели баскетбола в стране.

Реклама

— Кто, по-вашему, должен проводить чемпионат: федерация или профессиональная лига?
— Одной идеальной модели нет. Это зависит не только от уровня развития баскетбола или клубов, но и от экономической ситуации в стране, ее юридической базы.

— А назначение судей?
— Здесь тоже модели могут быть разными. С одной стороны, этот процесс должен быть огражден от влияния извне, то есть клубов, например. Она должна иметь доверие. С другой, некая ассоциация судей не может быть совершенно сама по себе, ни от кого не зависимой и не подотчетной. Она должна зависеть от качества своей работы с известными и прозрачными методами контроля. Ассоциация судей есть в Сербии, Литве. У нас она является субъектом федерации.

— Для того, чтобы клубы УБЛ играли в еврокубках от ФИБА-Европы, УБЛ должна входить в состав национальной федерации?
—Лига должна быть, как минимум, признана федерацией. Когда-то была NEBL, потом создали ULEB, но принципиальный момент заключался в том, что клубы — участники этих турниров — одновременно играли в официальных национальных чемпионатах своих стран. И у нас тогда, в 1993 году, в Литве, была большая конфронтация, но в итоге созданная профессиональная лига вошла в состав федерации... Первым делом я бы хотел встретиться с людьми, понять ситуацию.

Реклама

— Давайте затронем другой аспект — маркетинговый. Реально сделать так, чтобы украинские клубы получали прибыль, например, от продажи прав на телетрансляции, рекламы?
— Я слышал высказывания, что в Европе, мол, нет прибыльных клубов. Но почему же тогда все хотят иметь дело с клубами, управлять ими, партнерствовать? Во-первых, дивиденды не ограничиваются сугубо финансовой стороной. Нужно создавать привлекательность баскетбола. У меня есть идеи, которые я предложу руководству федерации. Некоторые простые: например, с началом чемпионата запустить некий конкурс для болельщиков — прогнозистов или дальнобойщиков. Приз — поездка на чемпионат Европы. А вообще лучше всего через интернет опросить любителей баскетбола, что бы хотели именно они.

ДЕЙСТВУЮЩИЙ КОМИССАР

Павилонис выступал за "Статибу", был чемпионом Литвы. По завершении карьеры игрока начал работать спортивным функционером. С 1994 по 2001 год возглавлял литовскую федерацию баскетбола, в 1998—2001 годах был исполнительным директором NEBL (Североевропейской баскетбольной лиги). Возглавлял НОК Литвы. Сейчас является комиссаром ФИБА. Также сейчас работает в компании, которая разрабатывает программное обеспечение для обработки документов.