Вадим Нестерчук: "Во время гонки российский пилот проглотил горящую сигарету"

26 декабря 2012, 08:15
5 января стартует самый знаменитый ралли-рейд "Дакар", где будет выступать единственная наша команда Sixt Ukraine. Ее пилот рассказал "Сегодня" почему в 50-градусную жару ездит без кондиционера и не принимает допинг

Вадим Нестерчук со своими трофеями / Фото: Анастасия Искрицкая

- Вадим, на прошлом "Дакаре" вы доехали до финиша, заняв 37-е место. После чего говорили, что хорошо бы усилить мотор, поменять машину...
- Мы оставили проверенный вариант – Mitsubishi L200, на котором ездим уже пять лет. Но вы правы, единственное, чего не хватало для борьбы за топ­-10, это мощности двигателя. В прошлом году эту проблему решить не удалось. Зато в этот раз мы сделали даже два двигателя, которые выдают на 20% больше мощности. Теперь можно бороться за десятку.

- А вы как гонщик стали сильнее?
- Думаю, да. Мы еще никогда не ездили столько гонок за сезон – одиннадцать. Тренировки тоже были очень интенсивные, в гоночном режиме. Вот недавно вернулись из ОАЭ, где за три дня проехали почти 1000 км бездорожья. Это очень много для тренировки по одной из самых сложных трасс.

- Чего ждете от "Дакара­-2013"?
- Наша команда ехала все южноамериканские "Дакары". У нас огромный опыт и знание территории, по которой проходят соревнования. Трасса­-2013 должна быть нам на руку – будет много песка и сложных спецучастков. Предполагаю, что каждая страна, где пройдет гонка, готовит свою изюминку. В Перу очень сложными будут третий и четвертый день, там очень коварная пустыня. В Аргентине тоже будет очень тяжело и интересно в Фиамболе. Дальше – Чили, пустыня Атакама, высокие дюны, жара. Днем в пустыне – до 50 градусов. А в кабине – до 80! Больше напоминает сауну. Но для нашей команды чем тяжелее тем лучше.

- А почему в автомобиль не поставить кондиционер?
- Наш автомобиль очень дорогой, около полумиллиона евро. Имея такое авто, на котором ездишь на износ, я перестал мечтать об Aston Martin... Так вот: автомобиль дорогой, но очень простой. Кондиционер поставить можно. Но это уже сложная техника. Он снижает мощность двигателя и быстро ломается.

- Кто­-то ездит с кондиционером?
- Россиянин Гадасин, например. Он хороший гонщик, но ему физически тяжело переносить длинные гонки и высокую температуру. Когда-то в Абу-Даби на спецучастке проехал 300 км, но не доехал до финиша 20 км, потому что больше не мог продолжать.

- А в чем ваш секрет выносливости?
- Нужно поблагодарить родителей и природу. Я очень хорошо переношу жару. Лучше, чем сильные морозы, вот сейчас в Киеве мне холодно. Большую высоту тоже хорошо переношу. В этом разница между африканскими "Дакарами", которые были раньше, и южноамериканскими. Сейчас один или два перехода проходят через Кордильеры на высоте 5000 м, это очень много. На такой же высоте находится базовый лагерь для штурма Эвереста, это критическая высота для альпинистов. У некоторых людей и на 3000 м метрах начинает распухать голова, отказывают почки или желудок.

- На высоте 5000 м, наоборот, не жарко, а холодно...
- Да, даже снег лежит. Но там переход не на скорость, просто нужно уложиться в определенное время. А от холода защищаемся, натягивая кофту на гоночный комбинезон... Кстати, на этом "Дакаре" будет спецучасток на высоте 4000 м.

- Вы гонщик и бизнесмен. Какой у вас был баланс между этими занятиями в 2012-м?
- Я все-­таки не менеджер бизнеса, а предприниматель. Необязательно заниматься каждодневной работой, у меня есть профессиональные менеджеры и директора. От меня требуются генеральные решения и контроль. Бизнесу я уделяю достаточно времени, для меня это основное занятие. Но в этом году я больше времени уделял автоспорту. Чтобы в нем чего-то добиться, нужно посвящать этому много времени. Думаю, я вхожу в десятку тех, кто наиболее часто участвует в гонках.

- По времени это сколько?
- Считаем: 11 гонок, гонка в месяц. Гонка – это от одной недели до 2,5.

- Плюс тренировки?
- Немногие строят тренировки так, как я. Езжу, как говорил, в гоночном режиме. Конечно, это чревато потерей автомобиля. На гонках в этом году я сжег один двигатель, на тренировках – два. С тренировок приезжал измочаленный. В гонке ты же часто идешь за кем-­то по следам, а тут один. Это психологически тоже нелегко.

- Не страшно застрять одним в пустыне?
- У нас столько ситуаций было, которые нас закалили! На "Трансоринтале-2008" нас ночью грузовик тянул 50 км по пустыне. На "Шелковом пути-2009" мы ночью на поврежденном автомобиле штурмовали дюну на протяжении трех часов. Организаторы по GPS видели, что мы вытворяем, звонили, умоляли сойти на лиазон, обещая не дисквалифицировать. Они спать хотели, а не ждать нас до утра... А в Катаре сломали стойку амортизатора, там была возможность сойти на лиазон без дисквалификации. Но мы рискнули уложиться в контрольное время. Потом организаторы говорили, что спорили на пиво, сойдем мы или нет. На "Дакаре-2011" у нас обломалась полуось. Получать помощь запрещено, но пилоту можно самому чинить автомобиль. Я пошел за запчастью, инструментами, которые мне подвезли, возвращаюсь, а автомобиля моего нет! Штурман уговорил, чтобы его дотянули до финиша. Ничего, пошел по 35-градусной жаре к финишу. Мимо проезжал гоночный грузовик, меня подвезти они не могли, но хоть полуось весом в 10 кг попросил забрать. Представил, насколько это смешно выглядело: идет гонка, а по трассе пешком в комбинезоне идет пилот вслед за своим авто... А в начале этого декабря тоже был эпизод – сломали автомобиль, до дороги оставалось 13 км. Я понимал, что эвакуацию ждать долго, возле автомобиля сидеть не хотелось, и мы со штурманом тоже пошли по пустыне пешком.

- У вас ведь, кстати, поменялся штурман?
- Да, мы движемся к чисто украинской команде. Нам важно показать, что мы можем это делать. Кроме штурмана, все ребята – украинцы: механики, логисты, менеджеры. Штурманом был француз Лоран Лихтлехтер, мы ему делали украинскую лицензию. Сейчас вместо него пришел Владимир Демьяненко. Он россиянин, но родился в Украине, в Сумской области, он учился в Украине, здесь до сих живет его мама... Кстати, интересная деталь. Мы с руководителем нашей команды Виталием Бутынцом всегда разговариваем по-украински. Он родом с Западной Украины, я – из Винницы, это мой родной язык. Володя нас слушал, слушал, потом спрашивает: "А это обязательно? Я готов". И начал переходить на украинский. Хотя мы ему ответили, что обязаловки нет, просто нам будет приятно.

- Но вы наверняка меняли штурмана не только ради "украинизации"?
- С Лораном у нас были и победы, но были и вопросы. Думаю, Володя Демьяненко усилит нашу команду. А с Лораном мы расстались в хороших отношениях, он к нам обращается за помощью, мы к нему. Может, когда-нибудь повторим опыт совместного выступления.

- Притираться с новым штурманом нужно?
- Мы проехали пару тренировок вместе, и Володя сам сказал: "Мне было важно почувствовать, как ты едешь. Теперь я знаю, что могу заниматься своей работой, навигацией, и не думать, что ты нас перевернешь". Еще для него было откровением, что если мы подсаживаемся в песок где-то в дюнах, я довольно быстро выбирался. Говорит, с россиянами привык, что в этой ситуации надо хватать лопату и скапывать едва ли не половину дюны. А у тебя, говорит, уходит, минимум времени и сил. А я уже просто столько песка перекопал...

- Сколько стоит хороший штурман на "Дакар"?
- 15 тысяч евро. За две недели. Для обычных обывателей это очень много. Но, знаете, я в этом году остро прочувствовал, как страшно бывает штурману. Когда что-то случается, а ты просто сидишь рядом и не понимаешь, контролирует гонщик автомобиль или уже нет. Некоторые орут просто не своим голосом, хватаются за приборную панель...

- Конфликты между пилотом и штурманом случаются?
- На последнем "Дакаре" один из лидеров, который ехал с новым штурманом, что-то сказал ему, тот ответил. Остановились, пилот, как говорят, дал штурману по лицу. Тот собрал вещи и улетел домой. Без одного члена экипажа ехать нельзя, пришлось сойти...

- А вы ссорились со своими штурманами?
- Самый резкий эпизод был на "Абу-Даби Дезерт Челлендж", когда мы в очередной раз подсели в пески и мой штурман Костя Мещеряков начал кричать – мол, вот опять застряли. Я ему сказал: отойди в сторонку, покури, мне проще самому откопать автомобиль, чем выслушивать твои сопли.

- А что, на гонку можно брать с собой сигареты?
- Кто курит – конечно. Слышал историю, как один российский гонщик не мог отказать себе в курении даже на спецучастке. Все закончилось тем, что на очередной яме он просто проглотил горящую сигарету. И на спецучастке больше не курит.

- Где сейчас ваш автомобиль, на котором поедете "Дакар"?
- В Атлантическом океане. 23 ноября его погрузили на паром во Франции, плывет через Панаму в Лиму. На месте будет в середине или конце декабря.

- А конкуренты не могут по дороге что-то с ним сделать?
- Есть определенный кодекс чести. Если в пустыне я вижу, что кто-то знакомый серьезно застрял, приду на помощь. Так же и другие. Мы конкуренты, но когда идут ставки на жизнь или здоровье, спортивные амбиции отходят на второй план. Открутить у соперника деталь или подсыпать в бензин сахар – это не победа. За такое сразу станешь изгоем. Из неспортивных приемов – могут "настучать", это да. Что например, у кого-то деталь в автомобиле не соответствует принятым стандартам. Его проверят и могут дисквалифицировать.

- А допинг до ралли-рейдов добрался?
- Ну, не совсем допинг. Есть энергетические напитки. Таурин, гуарана, кофеин – это незапрещенные стимуляторы. Выпьешь – спать не будешь. У нас эти напитки еще более концентрированные, в специальных ампулах. Еще пару лет назад я брал такие с собой. Приходится проводить 10-12 часов за рулем, ехать ночью спецучастки. Бывали случаи, когда мы засыпали вместе со штурманом, улетали в кювет. Но употребление стимуляторов имеет обратную сторону. Да, ты взбадриваешься, финишируешь. Но потом не можешь заснуть, нормально отдохнуть. И на следующий день тебе еще тяжелее.

- А запрещенные препараты используют?
- Понимаете, ну можно повысить свою концентрацию, внимание. Но в ралли-рейде определяющие качества немного другие. Это характер, выносливость, умение переносить нагрузки, высокие температуры. Проявлять соображалку, когда надо автомобиль откапывать. Не все у нас измеряется техникой и умением быстро ехать и преодолевать препятствия. Проявляются человеческие качества, кстати, поэтому у нас и нет молодых, все пилоты – люди в возрасте.

Задай вопрос Нестерчуку: пилот Sixt Ukraine отвечает на вопросы читателей "Сегодня|Спорт"