Украинский борец Жан Беленюк: "Бои Кличко даже не смотрю, нет интриги"

22 июля 2013, 10:02
Бронзовый призер недавней Универсиады в Казани и "золотой" на молодежном ЧЕ, рассказал о новых правилах борьбы, о проблемном "мостике", драках во дворе и об отце-летчике, погибшем в Руанде

Жан Беленюк родился в Киеве. Фото В. Коробенко

- Жан, доволен своим достижением в Казани?
- Как и любой спортсмен, я хотел завоевать "золото". Но так уж получилось, что перед Универсиадой в мировой борьбе состоялась определенная перезагрузка: чтобы сделать наш вид спорта более зрелищным, ФИЛА в очередной раз поменяла правила. В полуфинале я боролся с армянином Максимом Манукяном, который показывает сильную борьбу лишь в первые 30 секунд. Я пропустил всего один проход в корпус – соперник сделал два приема, заработал 6 баллов и досрочно выиграл схватку. По старым правилам, у меня был бы еще второй период, чтобы отыграться, и поскольку Манукян функционально не очень хорошо подготовлен, у меня были бы все шансы попасть в финал. Я бы его "загнал" физически – это точно. А так, получается, я проиграл схватку за 30 секунд.

- Многие говорят о том, что статус Универсиады сильно "раздут".
- Организация, наверное, не уступала Олимпийским играм! В Казани было все очень пафосно и на высоком уровне. Спортивная деревня удивила, на таких объектах я вообще никогда не бывал. Программы, развлечения, экскурсии – в этом плане очень россияне хорошо поработали. Все участники Универсиады были в возрасте до 28 лет. Сборная России выступила сильнейшим составом, а остальные страны – в основном вторыми-третьими номерами.

- Что изменилось в борьбе с введением новых правил?
- Раньше практически не было борьбы в стойке. Можно полторы минуты простоять, избегать борьбы, и лишь под конец периода активироваться. При ничейном счете жребием победитель определялся в партере, соответственно, вся подготовка была сориентирована на борьбу в партере. Сейчас же такого нет – партер для соперника нужно заработать своей активностью. И поэтому спортсмены активизируются с первой же секунды и показывают зрелищную борьбу. На Универсиаде много схваток заканчивались буквально за 20 секунд! Появилось намного больше амплитудных бросков, зрелищных действий. Все это сделано для того, чтобы оставить борьбу в олимпийской программе на Игры 2020 года. Я считаю, что эти правила значительно помогут нашему виду спорта.

- Расскажи, как ты попал в борьбу?
- Это было 13 лет назад, я учился в школе. Я был отличником первые несколько лет, и, кроме учебы, ничем больше не занимался. У меня было два друга, один из них, к сожалению, погиб. И так сложилась судьба, что именно на его похоронах второй мой товарищ сообщил мне о том, что записался в секцию борьбы. Решил и я пойти. Через некоторое время он бросил борьбу, а я остался.

- Ты пробовал себя в других видах спорта?
- Параллельно занимался баскетболом, но к этому виду спорта я не особо расположен. Невысокого роста, так что обречен был играть только разыгрывающего. Да и то – не очень у меня получалось. Потом тех, у кого особых данных не было, начали переводить на платную основу. Вот после этого я целиком сконцентрировался на борьбе. Это мое! И даже тех, кто уже занимался по году, я с первых дней душил-крутил, потом медали как-то сразу пошли... А, вот еще! Я украинским народными танцами занимался.

- Ух ты! Как долго?
- Совсем недолго, это еще до борьбы было. В первом классе.

- А почему бросил?
- Меня выгнали, гибкости не было. Все дети становились на "мостик", "лодочку" делали, а у меня это не получалось – деревянненький я был (смеется).

- Сейчас-то с "мостиком" уже никаких проблем?
- Сейчас уже другие проблемы – спина очень закачанная, и того "моста", который был раньше, нет. Это у всех борцов. Когда были на последнем сборе в Алуште, тренер давал задачу на разминку, и в конце сказал становиться со стойки на "мостик" – все борцы, а это человек сто, посмотрели на него и в один голос: "Не-е-е-ет!" (смеется).

- Вернемся к теме танцев: боксер Александр Усик после победы на Олимпиаде станцевал гопак прямо на ринге. Ты бы смог так?
- Если бы я выиграл Олимпийские игры – я бы станцевал все что угодно!

- Боксом, кстати, не занимался?
- Нет. Были мысли, но зачем менять коня на переправе? Борьба – значит борьба! А бокс люблю смотреть, особенно средние веса. Супертяжи – неинтересно, бои Кличко даже не смотрю, нет интриги. А вот Мейвезер, Пакь­яо – это другое дело. Они делают настоящее шоу.

- Жан, расскажи, откуда ты родом?
— Я украинец, родился и вырос здесь. Мой папа из Руанды. Он погиб – был военным, и во время гражданского переворота в Руанде его не стало. Война унесла с собой много человеческих жизней. Папа был военнообязанным, учился в ГВФ, был летчиком. Они с мамой встречались пять лет, но папа не успел даже доучиться, как его призвали в Руанду на войну. Так что всю жизнь я живу с мамой, а отца видел только на фотографиях.

- Ты бывал в Руанде?
- Нет, но в планах такая поездка есть. Это уже в будущем, после карьеры спортсмена, и то – если будет тянуть. На самом деле, там даже сейчас достаточно опасно находится постороннему человеку. Скажем так: если для украинского населения я темнокожий, то для руандийцев я буду светлым. А у них там свое отношение к таким людям...

- Как думаешь, в Руанде знают, что один из сильнейших борцов мира имеет отношение к их стране?
— Руандийцам не до спорта, мне кажется. Даже на Олимпийские игры в Лондон от Руанды человек пять, по-моему, приехали, все они легкоатлеты. Это маленькая и бедная страна.

- Тебе и в Украине наверняка было непросто?
- Были, конечно, моменты. Я много дрался, очень много! В детстве был задиристым, сразу чуть что – в нос. Меня из-за драк даже из школы выгоняли. Но я мог за себя постоять, за свое происхождение, и не давал себя в обиду. Так что все неприятные для меня ситуации шли только мне на пользу. Это – жизнь, и каждый мужчина должен уметь за себя постоять. Я это осознал с первых шагов.

- Бытует мнение, что мать без поддержки отца не сможет воспитать сына как следует...
- А у меня мама такая, что она жестче многих мужиков! Поэтому она всю жизнь одна, с ней очень тяжело ужиться. Все ее последующие попытки наладить личную жизнь не увенчались успехом. С другой стороны, она имеет очень сильный характер, и на ее примере я воспитывался! Она мудрая женщина, и осознавала, что мне нужно каким-то образом замещать отца. И мама знала, что греко-римская борьба – именно то, что мне нужно.

- А ты детишек еще не планируешь?
- Я не тороплюсь. Девушка у меня есть, но о детях думать еще откровенно рановато. Для этого у меня должен быть какой-то фундамент. А на сегодняшний день я живу в однокомнатной квартире с мамой. Родить ребенка – это полдела, надо еще ему что-то дать при этом. А занимаясь спортом и мотаясь по сборам, я ему не смогу даже толком время уделять.

- Не пробовал за счет достижений в спорте выбить жилье?
- У нас даже олимпийским чемпионам со скрипом выдают квартиры. Поэтому – даже не знаю... Для всех призеров Универсиады запланирована поездка в Ялту на встречу с президентом Украины, я хотел там поднять этот вопрос. Но поскольку мне нужно ехать на сборы в Заросляк, в Ялту я попасть не смогу. В любом случае, я уверен, что это не последняя моя встреча с президентом! В будущем я хочу показать такой результат, за который мне обязательно выдадут квартиру.

- Чем ты занимаешься в свободное время?
- Люблю гулять с друзьями, с девушкой. Люблю гулять с собакой – у меня китайская хохлатая, кличка Каспер. Я не понимаю клубы там, вечерние тусовки, все такое... Я люблю отдыхать спокойно: поспать хорошенько, фильм какой-нибудь посмотреть.

- У спортсменов нынче в моде татуировки, пирсинг. Ты как к этому относишься?
- Известных борцов с пирсингом или сережками я видел очень мало, только Карама Габера (египтянин, олимпийский чемпион Афин. – Авт.). Борцы – специфические люди в этом отношении, у них свое понимание. То есть, если у тебя в ухе сережка – значит ты, наверное, гей. Но я к пирсингам сносно отношусь – каждый человек вправе делать то, что он хочет. Главное, чтобы он при этом никому не мешал. А вот к татуировкам я отношусь более лояльно. Сейчас, правда, не вижу смысла себе что-то набивать, татуировка должна с чем-то очень серьезным ассоциироваться. Не пойду же я делать тату на тему третьего места на Универсиаде!

"ТРЕНЕР УЧИЛ ДАЖЕ СТИРАТЬ"

Реклама

Жан Винсентович Беленюк ро­дил­ся 24 января 1991 года в Киеве.

В греко-римской борьбе выступает в весовой категории до 84 кг. Победитель молодежного чемпионата Европы-2011, серебряный призер молодежного ЧМ-2011.

Говорит: "В какой-то степени отца мне заменил тренер, Виталий Киселица. В детстве он меня учил стирать, и всячески помогал адаптироваться в жизни".