Павел Шкапенко: "В 1994-м за победу над "Баварией нам обещали по 40 тысяч долларов"

6 февраля 2013, 09:55
Автор первого гола "Динамо" в ЛЧ вспоминает победу над "Барсой" и жалеет, что нельзя было меняться футболками

Павел Шкапенко

В сентябре 1993-го Павел Шкапенко забил первый гол "Динамо" в Лиге чемпионов – уже на пятой минуте матча с "Барселоной", выигранного киевлянами – 3:1. Правда, в ответном уступили 1:4, и выбыли. Но Шкапенко еще поиграл в ЛЧ, в "Динамо" он был до 1998-го.

- Вам, как человеку, игравшему в первых розыгрышах ЛЧ, наверняка лучше других видно, насколько изменился турнир за эти годы?
- Он не просто изменился, а стал, по сути, совсем другим соревнованием. Прежде всего, с коммерческой точки зрения. Сейчас в Лиге чемпионов крутятся такие деньги, о которых в наше время нельзя было и подумать. И для многих современных команд участие в ЛЧ стало если не основным, то достаточно весомым способом пополнения клубного бюджета.

- Известно, что сейчас за победу в матче группового этапа команда получает от УЕФА 1 миллион евро, а сколько было тогда?
- Каждому клубу что-то платили, но сколько конкретно – об этом вам лучше спросить у руководства "Динамо". Могу только сказать, что наши тогдашние премиальные во много раз отличались от нынешних, в меньшую сторону, естественно. Но уже тогда существовала жесткая градация: за проход в следующий раунд или за выход из группы сумма премиальных – на порядок выше той, что нам полагалось за победу в одной конкретной игре. Поэтому и наша победа над "Барселоной" в 1993-м не принесла нам особых денежных дивидендов, ведь в следующий круг мы так и не пробились, проиграв в ответке.

- Гимн Лиги чемпионов помните?
- А как его забудешь (смеется)! Это, конечно, не гимн Украины, мурашки по спине не бегали, но когда он звучал – начинало сосать под ложечкой и ты весь внутренне напрягался. С этими звуками как будто входило ощущение того, что вот сейчас будет настоящая "заруба".

- Сейчас для многих, особенно молодых, футболистов участие в матчах ЛЧ – это еще и возможность поменяться футболками с мировыми звездами. Как в ваше время с этим обстояло дело?
- К сожалению, никак. У нас в то время существовало строгое правило: сколько комплектов формы тебе выдали перед матчем – столько же ты и должен был вернуть после игры администраторам. Только в конце сезона нам позволялось оставить себе несколько комплектов и распоряжаться ими по своему усмотрению. Поэтому звездам, против которых играл, я мог только пожать руку.

- Какой из зарубежных стадионов, принимавших тогда матчи ЛЧ, на вас произвел наибольшее впечатление?
- "Ноу Камп" – без вариантов. То, что ты ощущаешь, когда выходишь на поле этого стадиона, словами передать невозможно. Это нужно только испытать самому.

- Одним из лучших бомбардиров за всю историю Лиги чемпионов является Андрей Шевченко. На его счету 59 голов, а самый первый из них – в ворота "Баварии" в декабре 1994-го – Шева забил на ваших глазах…
- Я прекрасно помню и тот матч, и тот гол Андрея. Дело в том, что тогда на кону были самые большие премиальные, которые нам когда-либо озвучивали. То была последняя игра группового этапа, и чтобы выйти в плей-офф, нам нужно было победить дома "Баварию" с разницей в два мяча. Задача почти нереальная, учитывая, против кого нам предстояло играть: Маттеус, Папен, Баббель, Шолль. Но за ее выполнение нам было обещано по $40 тыс. на брата – сумасшедшие деньги по тем временам. Поэтому, когда Андрей в конце первого тайма открыл счет, подкараулив отскок после углового, это была такая радость! В тот момент подумалось: "Еще один гол – и мы это сделаем!" Но пропущенный мяч "завел" немцев, и они забили нам в ответ четыре.

- Когда смотрите матчи нынешней Лиги чемпионов, не кажется вам, что это уже больше шоу, чем футбол?
— Да, турнир стал гораздо зрелищнее, и это, я считаю, очень хорошо. Сегодня качественный футбольный репортаж – это такой же телепродукт, как кинофильм, сериал или ток-шоу. Качество картинки, качество трансляции не сравнится с тем, что было в наши времена. За играми гораздо интереснее наблюдать и рядовому зрителю, и специалисту, который хочет почерпнуть для себя что-то из увиденного.

Читайте также: Анатомия ЛЧ: турнир придумали в Альпах, а гимн взяли с коронации Георга II