Николай Павлов: "Просил ГАИ, чтобы следили за Шевой"

28 июля 2013, 16:35
Тренер "Ильичевца" – о работе в "Днепре", "Динамо" и Объединенном чемпионате

Николай Павлов. Фото Е. Кравс

- Это ваш второй период работы в Мариуполе. Могли бы его сравнить с предыдущим?
- В первый раз все было – катастрофа! Во-первых, турнирное положение было тяжелым после трех поражений. Во-вторых, никакой инфраструктуры. В-третьих, все происходило на фоне того кошмара, который тогда случился (в Мариуполе были избиты судьи предыдущим главным тренером команды и встал вопрос о дисквалификации клуба из чемпионата. – В. Ф.). Сейчас все куда проще. Команда последние три года боролась за то, чтобы остаться в классе сильнейших, но я был уверен, что у нас получится быстро решить эту проблему. Так и вышло: "Металлург" и "Говерла" отстали после первого круга, и второй мы доигрывали спокойно, уже не ставя никаких задач. Когда я шел сюда сейчас, то знал, что за шесть прошедших лет здесь столько построено, что можно работать. Единственная проблема теперь только в кадрах, но мне работать с молодежью даже интересно.

- Вы уже имеете опыт выводить команды в еврокубки. А ваша нынешняя команда способна на такие результаты?
- Были моменты в прошлом чемпионате, когда находились возле зоны Лиги Европы, но после поражения от киевского "Динамо" отстали. Впрочем, с руководством клуба был разговор на тему того, что на третий сезон команда должна играть в Лиге Европы. Только одного "но" не учли: у нас каждые полгода уходят футболисты, которые необходимы для "длинной скамейки". Удерживать их не могли: договаривались, если у футболистов будут предложения, то никого заставлять не станем. Один игрок ушел в "Шахтер", четверо – в "Севастополь". В итоге те футболисты, которые стояли на отчисление, стали игроками основного состава – тут не до еврокубков. Вот если пару лет от нас никто не будет уходить, и мы будем укрепляться за счет молодежи, которая будет расти, то все возможно. Я вам приведу пример "Днепра": за четыре года игры под руководством Рамоса ни один футболист не ушел. Результат – с каждым годом команда прибавляет. И если "Шахтер" и "Металлист" делают это за счет селекции, то "Днепр" просто избавляется от балласта, который сами же поначалу наприглашали с приходом испанца. Теперь же у них есть костяк. Будут ли терпеть Рамоса дальше, не знаю (улыбается). Все-таки четыре года достаточно, чтобы тренер показал свое лицо. При нем в Лиге Европы команда играет успешно, а вот внутри страны – не очень…

- Вы с "Днепром" добились наивысших успехов. А нынешняя команда сильнее?
- При мне "Днепр" состоял не то, что из мальчишек с Украины, а только из Днепропетровской области! К тому же я оказался заложником ситуации: распался Советский Союз, уехали за границу все ведущие игроки и главный тренер Евгений Мефодьевич Кучеревский. О том, что кого-то можно покупать, разговор вообще не стоял. Все думали, что команды на Украине после распада СССР превратятся в коллективы физкультуры. И мне пришлось работать только с теми, кто остался. К тому же приходилось самому искать для команды спонсоров.

- Что вам дала совместная работа с Кучеревским?
- Евгений Мефодьевич из той плеяды корифеев, которые еще добились результата в СССР. Мне еще повезло, что я заканчивал карьеру в Союзе и застал таких людей, как Емец и Жиздик – то, что сделали эти люди, недооценить и переоценить невозможно. А Кучеревский как раз прошел их школу и повторял очень многое. Умение находить с игроками контакт было большим достоинством Евгения Мефодьевича. Ведь после выигрыша первого чемпионства Протасов и Литовченко выросли из коротких штанишек, и Емец с ними уже не очень ладил. А Кучеревский нашел общий язык.

- В чем была главная причина вашей успешной работы в "Днепре" в начале 90-х?
- Прочитал недавно интервью одного из моих коллег (не буду говорить кого), который сказал, что заслуги Емеца в том успехе нет никакой. Совсем не согласен! Я бы даже успех разделил на двоих – на Емца вместе с Геннадием Афанасьевичем Жиздиком. Его называли "папой", потому что он был для всех как отец. Когда я учился в ВШТ, он приезжал в Москву, я его встречал. Он очень много курил, давал мне денег, и я ему покупал у скупщиков сигареты. У него уже не было одной руки. Так я ездил к нему в гостиницу и помогал ему снимать рубашку, одевать его. Ведь за ним всегда это делала его жена. А Жиздик мне всегда давал 150 или 200 рублей – для меня в ту пору это была большая поддержка! Затем у него был период, когда он ушел из "Днепра" и остался без работы. И мне в присутствии жены рассказал всю правду об отношениях внутри команды – с Емецем, Кучеревским, Колтуном, чего никогда не было в прессе. И я об этом тоже говорить не собираюсь. Но один из советов Жиздика был таким: если будешь главным тренером, то должен все держать в своих руках: и футболистов, и контракты. И так получилось, что все в "Днепре" было в моих руках. В то же время это была большая ответственность. У меня было право подписи контрактов. Когда я увидел, что не могу нормально содержать команду, и в городе и области ничего для этого не делается, я ушел вместе с футболистами в киевское "Динамо" чтобы они получили перспективы развития в другом клубе. С тех пор меня игроки благодарят, а те, кто не знают глубины той истории, до сих пор считают, что я уехал и увез золотой фонд "Днепра"…

- А стоило ли делать такой шаг?
- Думаю, что стоило. Я и ребятам приводил пример: Похлебаев пришел в киевское "Динамо" и там заболел. До сих пор так и не вылечился. А братья Суркисы по сей день поддерживают его семью и платят ему деньги. В "Днепре" такого не было. С уходом Леонида Кучмы в правительство Украины "Южмаш" потерял средства к существованию. Денег там не стало. Все руководители клуба и города, кто знал тогда настоящее положение дел в команде, дали добро на мой уход с футболистами.

- "Днепр" – особенная команда в вашей карьере?
- Конечно, не каждый может добиться успеха с командой в качестве футболиста, а затем – тренера. Если бы в 1993 году все было по правилам, то мы бы стали чемпионами! Но тогда после первого круга даже регламент поменяли, поскольку на Киев работала вся федерация в лице Банникова и Котельникова. Мне кажется, мы были просто обречены: придумали бы все, что угодно, но не дали бы нам стать чемпионами.

Реклама

- Какие впечатления остались от работы в киевском "Динамо"?
- 50:50, потому что я ожидал немного большего. Может, потому, что много футболистов пришло со мной, и кое-кто не до конца раскрылся. И все же есть что вспомнить: меня после победы в чемпионате качали на легендарном стадионе в Киеве, я тогда работал с лучшими футболистами страны. Так, Михайленко был тогда очень перспективным игроком, и Кучеревский, в ту пору работавший в молодежной сборной России, приезжал по просьбе московского "Локомотива" пригласить его с последующим прицелом на сборную России, которая готовилась к чемпионату мира.

Еще работая в Киеве, я очень многому научился у Григория Михайловича Суркиса. Такого функционера в Украине не было и, думаю, что не скоро появится. Это я могу сказать с полной уверенностью. И его достижения по организации Евро-2012, и то, что он стал вице-президентом УЕФА, для меня закономерный итог его деятельности.

- При вас в "Динамо" делал первые шаги и Андрей Шевченко. Йожеф Сабо говорил, что у него были проблемы при работе с этим футболистом. А каково было вам с ним работать?
- У меня с этим игроком много хорошего связано. Недавно мне на день рождения подарили одно из его интервью, в котором Андрей тепло обо мне отозвался наравне с Лобановским, как о психологе. И моя дочка с зятем когда-то были в Лондоне, а он, узнав, что они приехали, пригласил их в гости. Вот так он относился к моим родным и близким. Что касается проблем, то, помню, когда у него мерили давление, прибор часто показывал высокие показатели (обычно такое бывает, когда игрок, скажем так, нарушает режим). Сабо говорил, что Андрей в карты играет, в игральные автоматы, а мне показалось другое: парень только купил машину и наверняка лихачил. Я подъехал к одному из постов ГАИ, который был возле Конча-Заспы, и попросил понаблюдать за его машиной. Они мне и сказали, что парень гоняет будь здоров! В этой ситуации по прибытию на базу давление всегда будет большим. Вот так все и разрешилось. А в профессиональном плане не было с Шевченко никаких проблем.

- С Лобановским после его возвращения в Киев не встречались?
- Когда с Лобановским в 90-е годы начали устанавливать контакт, то все дела поручили вести мне. Я ему рассказывал про команду. Он встречался со мной и с Сабо. Только последний был у него час, а я – порядка пяти часов. Сидел у него дома, чай пили. Опасался, что предложит выпить, думал, что мне такой удар не выдержать, но этого не произошло (смеется). На следующий день Валерий Васильевич сказал Суркису, что в сложившейся ситуации Павлова надо оставить. У Сабо с футболистами есть проблемы, а у Павлова их нет. Поэтому надо оставить обоих, один другого будет дополнять. Но клуб не согласился.

- Вы стояли у истоков чемпионата Украины. Как сильно он вырос за это время?
- Если первые годы зарплаты были минимальные, то затем, с приходом в украинский футбол таких людей, как Суркис, Ахметов и Ярославский, все пошло в рост. Каждый год происходили какие-то изменения к лучшему – я все детально для себя записывал, обосновывал.

- Как у вас относятся к перспективам Объединенного чемпионата?
- Позиция клуба однозначная: мы бы не хотели там участвовать. Не потому, что мы боимся чего-то. Даже если бы ФИФА и УЕФА разрешили, мне кажется, там должны участвовать только те клубы, которые преуспевают в коммерциализации футбола. Другие команды там просто не потянут. Хоть нам и будут давать деньги, но где мы найдем футболистов? Там ведь нужно будет давать результат, а сделать его можно будет только за счет готовых игроков. Позицию Владимира Семеновича Бойко (почетного президента ФК "Ильичевец". – Ред.) я разделяю – он не хочет покупать игроков и переплачивать такие деньги.

- А насколько нужен в таком случае Объединенный чемпионат?
- Я с ностальгией вспоминаю чемпионаты СССР, в любом городе тогда было играть непросто и интересно, везде были полные стадионы. Другое дело, что в ту пору и жилось иначе. Пока все разговоры про Объединенный чемпионат – это только разговоры. Нужно посмотреть, как народ воспримет. А такие исследования не проводятся. Пока что я не вижу того, что меня могло бы убедить в том, что это необходимо. И доводы Газзаева, которого я лично знаю, тоже не снимают сомнений. Я считаю, что для каждого клуба можно найти доводы "за" и "против". Но "Ильичевец" совместный чемпионат точно не устраивает, потому что на сегодняшний день нам нет смысла туда идти.

- Несмотря на то что команда туда попадает по нынешней схеме Валерия Газзаева?
- Да. Возьмите во внимание перелеты, переезды. Нужно будет сразу поменять вектор развития клуба: приглашать футболистов, платить им большие деньги, а руководство клуба к этому не готово. Я второй год работаю в этой команде, и мы еще ни одного футболиста не пригласили со стороны.

Реклама

- Привлекательны ли оглашенные суммы за участие в Объединенном чемпионе?
- Если смотреть с материальной точки зрения, то это выгодно. Можно, конечно, пойти и получить эти деньги только от одного участия. Однако я все равно не вижу, зачем нам это надо. Только из-за финансов? Сомневаюсь. Вот и на прошедшем в межсезонье Объединенном турнире зрительский интерес был вовсе не таким, как о нем пишут. Я не видел ни одного полного стадиона. В этом отношении турнир надежд не оправдал – особенно в Москве. Что касается "Шахтера", то даже если бы он играл с каким-то клубом из второго дивизиона, то там народ все равно бы собрался. В Донецке на стадион приходят как на праздник, с семьями! Такие условия создали при Ахметове!

- А существует ли резон в объединении с позиции финансового fair play?
- Вы знаете, мы в "Ильичевце" ничего не тратим на трансферы и на все остальное, поэтому в бюджет, который у нас есть, укладываемся. Поэтому проблем, которые есть в ведущих клубах, у нас нет.

- Тем не менее на что могла бы ваша команда рассчитывать в Объединенном чемпионате?
- Понимаете, уровень российского чемпионата выше. У нас только четыре клуба европейского уровня. Следующие идут "Металлург" (Донецк) и "Черноморец", но и они пока близко не подходят к тому уровню. А в России таких команд десять можно найти. Так что мы будем отставать. У нас слишком большая разница между лидерами и остальными – в России такого нет.