Лариса Барабаш-Темпл: "Даже бабушки несли по $10 для сборной Украины"

29 марта 2013, 11:17
Родившаяся в Австрии и живущая в США украинка рассказала "Сегодня", как диаспора помогала на первых для страны Олимпийских играх

Во Львове. Барабаш-Темпл вручили Почетный знак отличия имени профессора Боберского. Фото galsports.com

В субботу в киевском Октябрьском дворце пройдет церемония награждения "Герои спортивного года-2012". Вместе с триумфаторами лондонской Олимпиады, чемпионами мира и Европы, национальный спортивный "Оскар" получит и американка Лариса Барабаш-Темпл — многолетний друг, а иногда и попросту спонсор олимпийского движения Украины за рубежом. В 1990-х годах эту хрупкую, но всегда неунывающую женщину с лучезарной улыбкой американская пресса называла "добрым ангелом украинских спортсменов".

Барабаш-Темпл помогала сборной Украины на дебютных для страны Олимпиадах в Лиллехаммере-1994 и Атланте-1996, устанавливала мосты сотрудничества для тогда еще молодого спортивного ведомства державы с украинской диаспорой и влиятельными политическими кругами. А зачастую она просто лично решала тогдашние бытовые проблемы наших спортсменов за рубежом.

Реклама

В Киеве ее наградят Олимпийским орденом НОК Украины. Кстати — всего вторым в истории (первым лауреатом этой награды стала олимпийская чемпионка Хельсинки-1952 гимнастка Нина Бочарова).

— Госпожа Лариса, что подвигло вас в момент зарождения государства Украина помогать отечественному спорту?
— Во-первых, я никогда не забывала, что я украинка. Мои отец и мама родились на Западной Украине. На рубеже 80-90-х годов вся западная диаспора помогала становлению молодой украинской государственности. Мы понимали, что рано или поздно дойдет дело и до организации национального олимпийского комитета, и до выступлений наших спортсменов уже не в составе сборных СССР, а в составе команд Украины. Поэтому лидеры Украинского Конгрессового Комитета Америки (УККА), Украинской Спортовой Централи Америки и Канады (УСЦАК), и других общественных организаций всегда старались быть в курсе всех проблем в нашем спорте.

В момент создания НОКа существовало немало проблем организационного и финансового характера. Молодому государству сложно было решать все проблемы безупречно и без ущерба для результатов наших спортсменов. Конечно, диаспора решила помочь Украине, сняв часть проблем с финансированием и размещением наших атлетов. А энтузиазм от успехов наших чемпионов в цветах национального флага был таков, что даже престарелые бабушки несли свои 10 долларов в кредитные союзы, аккумулирующие и переводившие средства на банковские счета НОКа Украины.

Реклама

Когда стало известно, что летнюю Олимпиаду-1996 примет Атланта, украинский НОК и лидеры наших спорторганизаций Мирон Стебельский, Стах Габа привлекали людей, способных помочь в приеме олимпийской сборной, организации в столице Игр-96 Украинского дома ("Комітета приятелів НОК України"), работы медиа и др. Поскольку я живу в Атланте, то часть забот поручили и мне. В первую очередь, привлечение в спорт денег украинского бизнеса в США и Канаде.

— Поговаривают, вы потратили около миллиона долларов личных средств? А каков же тогда был общий финансовый вклад диаспоры?
— Действительно, какое-то время помогала содержать Украинский дом в Атланте. Но мою лепту оплачивала моя семья. Мой муж — известный адвокат Уильям Темпл. Спрашиваете, каков хотя бы порядок цифр общей суммы? Видите ли, я — математик, поэтому стараюсь точно оперировать цифрами. Полагаю, сумма помощи наших спонсоров в Атланте составляла около десяти миллионов долларов. Моя главная задача заключалась в разумном распределении средств до последнего цента.

Кстати, в этом помогали и блестящие выступления украинских атлетов. Все мечтали находиться рядом с ними. Весь бизнес, все спонсоры хотели быть там, где был Бубка, где были Подкопаева или Кличко…

Реклама

Весомой была помощь диаспоры и накануне зимних Игр-2002 в Солт-Лейк-Сити, когда мы помогли навести контакты с хозяевами клубов НХЛ в деле привлечения украинских хоккеистов-легионеров Федотенко и Поникаровского в олимпийскую сборную.

— Вы родились в австрийском Зеефельде — известном лыжном курорте. А сами занимались спортом?
— Только на любительском уровне. Но, естественно, мы следили за выступлениями всех атлетов, имевших отношение к Украине. Помню, какой огромный фурор вызвал триумф нашего спринтера Валерия Борзова на Олимпиаде-1972 в Мюнхене. Впервые телевизионные трансляции велись на все страны мира. Все были в шоке, когда Борзов в одном из интервью в Мюнхене уточнил, что он не из России, а из Украины. В первый раз Украина прозвучала на таком уровне. С этого времени Борзов — легенда для диаспоры.

— Украина планирует подать заявку на проведение зимней Олимпиады-2022? Диаспора поддерживает эту идею?
— Однозначно, да!

— Даже после последних заявлений Счетной палаты в перерасходе бюджетных средств на футбольное Евро-2012?
— Думаю, общественность и медиа просто должны уделять более пристальное внимание перераспределению ваших бюджетных средств. И контролировать это процесс.

— На дебютной для страны Олимпиаде-1994 в Лиллехаммере организаторы в поисках гимна Украины задержали на 40 минут церемонию награждения чемпионки Оксаны Баюл...
— Да, я была там и прекрасно помню тот случай. К счастью, подобного более не случалось. Наши олимпийцы сразу настолько громко заявили о себе, что Украина, наш флаг и гимн, моментально стал узнаваемым в мире.

— А бегство нашей саночницы Ориславы Чухлиб в олимпийском Солт-Лейк-Сити, когда член сборной Украины решила остаться на ПМЖ в США?
— К этому случаю диаспора не имела никакого отношения. Выбор Чухлиб — это ее личное решение. К тому же, это случилось уже после завершения Игр-2002. Вообще, хочу сказать, что у меня никогда не возникало никаких проблем с украинскими спортсменами. Наши ребята и девчата приятные и очень дисциплинированные люди. Не в обиду для представителей других отраслей человеческой деятельности скажу, что спорт, пожалуй, единственная сфера, где Украина входила и входит в число общепризнанных мировых лидеров.