Голос "свыше": нужен ли он Формуле-1

15 апреля 2013, 09:36
За и против командной тактики в Королевских гонках

Феттель не послушался приказов из боксов. Фото AFP

Перед Гран-при Китая только и говорили о том, правильно ли поступил Себастьян Феттель, обогнав своего товарища по команде в Малайзии. Есть ли вообще место указаниям с командного мостика в современных Королевских гонках?

В начале тысячелетия командная тактика в "Феррари" подарила Михаэлю Шумахеру сразу два чемпионских титула. Фраза "Let Michael pass for the Championship" ("Пропусти Михаэля ради чемпионства"), сказанная в 2001 году боссом "Феррари" Жаном Тодтом своему пилоту Рубенсу Баррикелло, давно стала крылатой. Спустя год итальянская конюшня повторила тот же трюк, чем вызвала серьезное негодование со стороны Международной федерации автоспорта (FIA). В итоге, в конце 2002 года FIA официально запретила командную тактику в Формуле-1.

Запрет продержался вплоть до 2010 года, когда вновь отличилась "Феррари". Во время Гран-при Германии Роб Смэдли, гоночный инженер Фелипе Массы, сказал бразильцу: "Фернандо быстрее тебя. Ты можешь подтвердить, что понял меня?". Спустя некоторое время Масса притормозил, и его опередил Фернандо Алонсо, номинальный лидер "Феррари". В итоге, команда была оштрафована на 100 тысяч долларов, но победа все равно осталась за испанцем. Тем не менее FIA в конце того сезона решила, что запрет на командную тактику не имеет смысла, изменив регламент. Начиная с сезона 2011 года, открытое использование командной тактики не влечет за собой никаких юридических последствий.

"ЭТО НЕ БЕГ". "Автоспорт – это не бег на Олимпийских играх. Здесь как в футболе: не всегда стоит забивать самому. Иногда нужно и пас отдать. Это ведь командный вид спорта", – говорит украинский гонщик Сергей Чуканов, выступающий за команду Ferrari Team Ukraine в гоночной серии Ferarri Challenge. Представить Ф-1 без командной тактики ему достаточно сложно: "В конце концов, Формула-1 – не американская серия NASCAR, где у каждой команды несколько машин только для того, чтобы выбить соперника или опередить его на пит-стопе. Работает весь коллектив, который при этом еще и борется за командный зачет", – отмечает чемпион немецкой серии Формулы-3 ATS Cup 2009 года.

Максим Подзигун, комментатор Формулы-1 в Украине: "Командная тактика была в Формуле-1 с момента основания чемпионата. Она не имеет смысла в тех гоночных сериях, где у гонщиков одинаковые технические возможности. Формула-1, в свою очередь, намного сложнее. Я не могу сказать, нужна ли здесь командная тактика. Лишь констатирую: она неизбежна".

MULTI 21. Так называется внутрикомандное правило австрийской конюшни "Ред Булл", которое и нарушил Себастьян Феттель в Малайзии. Расшифровывается оно очень просто: второй номер команды (Уэббер) лидирует в гонке, тогда как первый номер (Феттель) находится на втором месте. Это значит, что Феттель не атакует Уэббера, благодаря чему оба болида "Ред Булл" спокойно доезжают до финиша в указанном порядке. В качестве награды для обоих гонщиков – первое и второе места. Тем не менее Феттель пошел на рискованный обгон, чем вызвал огромное негодование со стороны австралийца. К слову, Хельмут Марко, один из руководителей команды "Ред Булл", заявил, что командная тактика в его команде больше использоваться не будет.

Логично, что Феттель за этот поступок подвергся шквалу критики. Справедливо ли? "Себастьян Феттель – великий гонщик. С точки зрения характера с ним соперничать могут лишь двое, Хэмилтон и Алонсо. Испанец по ходу гонки сошел, так что Феттель увидел возможность отыграть у Алонсо сразу 25 очков. Ничто другое его уже не волновало", – отмечает Максим Подзигун.

"Уэббер не был готов к тому, что его будут атаковать, но когда увидел Феттеля в зеркалах заднего вида, то дал ему достойный и справедливый бой. Но проиграл. На мой взгляд, такие моменты разделяют хороших пилотов и лучших", – считает Подзигун. У Сергея Чуканова несколько иное мнение: "Феттель поступил не слишком честно, в стиле Шумахера. Я был о нем лучшего мнения, он несколько упал в моих глазах. Уэббер перешел на другой режим использования мотора. Атаковать его было не самым красивым жестом со стороны немца".

Противоположная картина в Малайзии наблюдалась в команде "Мерседес", где босс команды Росс Браун отказал Нико Росбергу в просьбе обогнать Льюиса Хэмилтона. Немец шел значительно быстрее британца на последнем отрезке гонки, но вынужден был послушаться Брауна, который очень хотел, чтобы на финиш пришли оба болида – а любой обгонный маневр несет в себе риск схода. В результате подобных решений руководителей команд искажается сам дух спорта. Если быстрейший пилот указанием "свыше" остается позади более медленного, то какой тогда смысл в самих автогонках?

"ПОВТОРИЛ БЫ". А сам Феттель перед Гран-при Китая заявил: "Повторись такая ситуация, я, скорее всего, поступил бы так же. Я слышал приказ по радио, но не вполне понял его. И за это уже извинился перед командой. Но, глядя на предыдущие годы, Уэббер не заслуживал победу в Малайзии. Было немало ситуаций, когда он мог помочь команде, но не делал этого. Я не получал поддержки с его стороны".