Операторы и режиссеры – о трансляциях футбола

8 октября 2013, 20:45
Специалисты в сфере телетрансляций рассказали о своей работе в документальном проекте "Футбол – моя профессия" на канале "Футбол"

Для хорошей трансляции футбольного матча достаточно шести камер. Фото AFP  

В наше время "всевидящий глаз" объективов телевизионных камер способен показать футбол так, как его никогда не увидит фанат на стадионе. Благодаря новейшим технологиям можно рассмотреть, как в микроскоп, наиболее спорные и захватывающие моменты любимой игры. Во время трансляции зритель невольно приобретает движения полета: то оказывается высоко над футбольным полем, откуда, как на ладони, наблюдает за тактическим построением поединка, а уже через мгновение – "дышит" в спину игроку, который вводит мяч в игру.

Сегодня над трансляцией футбольного матча работают десятки высококвалифицированных специалистов – режиссеров, операторов, инженеров. Именно их глазами болельщик и видит футбол. Благодаря слаженной работе большой ТВ-команды этот вид спорта превращается в настоящее зрелище.

Реклама

"На сегодняшний день над трансляцией футбольных матчей работает множество специалистов, и именно они делают из трансляции документальное кино. Эта работа уже немножко переходит в другой жанр, чем просто прямая трансляция какого-то спортивного события, все давно приближается к художественному кино", – говорит режиссер телетрансляции Игорь Сверидов.

"Что касается стиля транслирования, то, по-моему, мы стараемся наследовать английскую манеру, но все же с привнесением славянской эмоциональности. Это что-то среднее между английским и французским показом. У нас нет немецкой пунктуальности, мы, скорее, больше склонны к импровизации, больше склонны привнести какие-то эмоции".

Реклама

Режиссер Сергей Долбилов считает, что зрители у экранов имеют преимущество перед теми, кто пришел на стадион:

- Теперь телезритель имеет визуальное преимущество перед болельщиками, которые на стадионе. И это уже необратимая история. На самом деле, для того, чтобы на нормальном уровне показать игру, достаточно шесть камер, — больше не надо. Но сегодня, в зависимости от матча, используется около двух десятков камер, и это то, что мы называем украшением футбола, именно то, что делает из этого зрелище.

Реклама

Нельзя мешать игре. Если игра развивается так, что повтор показать некогда, ну нет для этого возможности, режиссер принимает решение, в конечном итоге — только режиссер. Поэтому бывают моменты, когда "повторщики" обижаются, говорят, что такой повтор был, а ты не дал — это сейчас довольно частое явление.

Андрей Степаненко, оператор телетрансляции канала "Футбол":

- Бывает так, что в трансляции показывали повтор, а в это время забили гол. И это у всех бывает, в Европе такая же ситуация. Потом повторами мы извиняемся, и это также надо уметь делать. Тогда зритель нас поймет. Также всегда есть комментатор, который поможет нам извиниться.

Если Лига Европы – это зачет, то Лига чемпионов – это экзамен. Каждый раз мы сдаем экзамен. Причем вы знаете, если в кино можно смонтировать, что-то скрыть, то здесь если я ошибся – то это видно вживую. Хороший кадр снял – тоже сразу видно, и этого скрыть нельзя.

Самый лучший комплимент режиссеру и оператору – это когда болельщик говорит: "А я не заметил трансляции". Значит, это была лучшая трансляция. Он увидел все, что хотел увидеть.

Хотите узнать больше о футболе – смотрите линейку документальных циклов каждое воскресенье в 10:20 на телеканале "Футбол"