Долгополов-старший: "Это я виноват в том, что Саша так любит скорость"

15 апреля 2013, 09:01
Отец и тренер лучшего теннисиста Украины рассказал нам о Саше вне корта и помощи семьи, об ужине сборной в Калифорнии, общении с Медведевым и картинге в Ялте

Долгополовы: старший и младший / Фото: Юрий Кузнецов

- Осенью вы снова стали тренером своего сына Александра. Ездите с ним на каждый турнир?
- Практически на каждый, но где-нибудь и не поеду. Нужно его и одного отпускать. Стараюсь, конечно, постоянно с ним быть. За три последние месяца у него было много травм, я должен был его поддерживать и как тренер, и как отец. Зато мы взяли нового физиотерапевта, который как раз ездит с Сашей на каждый турнир. Он шесть лет проработал с итальянской теннисисткой Франческой Скьявоне, а теперь помогает нам. До этого у Саши не было личного физиотерапевта, он пользовался услугами штатных врачей ATP, которых на турнире всего три, а теннисистов много. Даже если взять элементарный массаж, физиотерапевты из ATP, конечно, не будут так выкладываться, как личный врач.

- Как проводите свободное время в поездках?
- С Сашей мы в основном встречаемся на ужине. Он же с девушкой ездил, все свободное время с ней проводил. Многие так делают. Хотя они сейчас с Машей вроде расстались. Я не знаю, временно это или насовсем. А вот у меня времени на развлечения не остается. Сашин матч заканчивается, я смотрю, кто его следующий соперник, иду просматривать игры этого игрока. За это время я уже столько этих матчей насмотрелся. Из топ-50 точно всех за эти три месяца посмотрел.

- Не отвлекала Маша Фокина Сашу от тенниса?
- Все теннисисты куда-то ходят, не сидеть же в номере постоянно. Саше тоже нужно отвлекаться, чтобы напряжение уходило. Но он тусовками не злоупотребляет. Вот, скажем, с Бернардом Томичем не могут сладить из-за его постоянных тусовок, а у Саши такого нет. Если он раз в неделю выйдет куда-то, то потом всю неделю будет только тренироваться. Кстати, Машин дедушка (первый премьер-министр Украины Витольд Фокин. – Авт.) знает Сашу еще с самого детства. Он играл каждое утро на том же корте, где Саша тренировался, и всегда нас поддерживал. Витольд Павлович верил в Сашу, говорил, что у нас все получится, а ведь было много скептиков.

- Составляет вам компанию в поездках жена?
- Вот на турнирах в США приезжала вместе с дочкой. Елена же бывшая спортсменка (чемпионка Европы по художественной гимнастике. – Авт.) и знает что к чему на турнирах. Людям далеким от спорта тяжело обычно в таких поездках. Вообще мы стараемся Сашу не нагружать какими-то бытовыми проблемами. Пусть он посвящает время только теннису. Потому жена занимается такими не теннисными вопросами, как визы или ремонт его квартиры. Она не работает, но дел у нее хватает.

- Звонит Саша маме перед матчами за поддержкой?
- Да, периодически бывает. Если он до матча маме позвонил, значит, присутствует какое-то волнение.

- Чем занимается ваша младшая дочь?
- Маша у нас в теннис не играет. Не дай Господь. Я считаю, что это – не женский вид спорта. Она немного играла для себя, хотела быть теннисисткой, но я не разрешил. Хватит нам и одного теннисиста. Ей очень нравится смотреть, как играет Саша. У нас вся семья приезжала в Днепропетровск на Кубок Дэвиса поболеть за наших ребят. А вообще, Маша учится в архитектурном университете, она у нас хорошо рисует.

- Поддерживаете отношения с украинскими теннисистами вне корта?
- Мне нравится находиться в компании этих ребят в свободное время. Все ребята хорошо контактируют вне корта. Например, когда мы были на турнирах в США, то сделали общий ужин для всей команды в Калифорнии. В Украине сейчас в принципе очень хорошая команда, несмотря на то, что в нашей стране теннис практически не развит. Даже у многих ведущих теннисных стран нет такого состава, как у нас. Они вкладывают много денег в развитие, но у них нет таких, как Долгополов, Стаховский, Марченко и Молчанов. А мне лично еще льстит, что капитан нашей сборной Миша Филима – мой ученик. Неизвестно, когда в следующий раз Украина будет так сильна.

- Саша недавно перебрался в Монако, вы уже были у него в гостях?
- Он там снимает квартиру, чтобы считаться резидентом. Купить там квартиру очень дорого. Это очень удобно, ведь там много теннисистов живет и тренируется, там же еще штаб-квартира ATP. Пока еще не побывал, поеду на турнир в Монте-Карло вместе с Сашей. Монако – для меня не новая страна. Я когда сам играл, там много раз был. Но друзей у меня в Монако нет. Это очень маленькое место, где живут богатые и знаменитые люди, потому друзей там быть не может. Мои все друзья в Киеве.

- Вы очень долго работали с Андреем Медведевым. Общаетесь сейчас?
- Андрей работает в Барселоне, в Киеве редко бывает. Виделись с ним в Майами зимой, ужинали вместе. Мы были на сборах, а он на юниорском турнире со своим подопечным. Андрей тренирует сына известного бизнесмена Диденко. Видел его еще на выборах президента Федерации тенниса в январе, он приезжал. Наши пути уже давно разошлись. Он в Барселоне, я в Киеве, редко общаемся.

- Знаменитый в прошлом теннисист Анри Леконт, приезжавший когда-то в Киев, в разговоре с корреспондентами "Сегодня" называл Медведева "Мистер Феррари"...
- У Андрея была страсть – машины. У него их было пять или шесть. У Андрея и у Евгения Кафельникова были "Феррари". Не то чтобы они прям гоняли сильно, но покуражиться на машинах любили.

- Ваш сын тоже любит покуражиться на машинах. От кого он перенял любовь к скорости?
- Это моя вина. Когда Саша был еще маленьким, на сборах в Ялте за хорошие тренировки я всей команде, а их было у меня пять-шесть человек, раз в неделю покупал им часа четыре гонок на картинге. Они гоняли до сумасшествия. С тех пор и пошла эта его любовь к скорости. Его можно назвать фанатом машин. Сейчас у Саши одна из самых быстрых и лучших спортивных машин Nissan GT-R. Еще у него есть джип, чтобы по городу ездить.

"СЕЙЧАС ВСЕ ПО-ДРУГОМУ"

Реклама

Долгополов-отец сам был теннисистом, лучшим его местом в рейтинге ATP было 504-е – в 1986-м, за два года до рождения сына Саши. На тренерском поприще для него все сложилось намного лучше. Долгое время Александр работал с самым успешным украинским теннисистом всех времен Андреем Медведевым. Сын, Александр Долгополов-младший, регулярно путешествовал вместе с ними, встречался со звездами тенниса того времени, и маленького Сашу, когда он уже стал профи-теннисистом, вспоминали многие звезды, например, Джим Курье.

Почти всю жизнь сын тренировался под руководством отца. Три года года назад нашел себе нового специалиста – австралийца Джека Ридера. Но с октября прошлого года отец и сын снова работают вместе. "В свое время мы перестали сотрудничать с папой, потому что устали тогда друг от друга. Сейчас все по-другому – меньше напряжения, я играю совсем на другом уровне", – рассказывал нам Саша.